Цитаты из русской классики со словом «субстанциальный»
В отличие от всякой мистики единого (Индия, Плотин, Экхардт) я исповедую моноплюрализм, т. е. метафизически и мистически принимаю не только Единое, но и
субстанциальную множественность, раскрытие в Едином Боге непреходящей космической множественности, множества вечных индивидуальностей.
Божественное триединство, Бог-Любовь, в Своем замкнутом, самодовлеющем, вечном акте Божественной,
субстанциальной Любви внеполагает (в смысле матафизической внеположности) предмет этой Божественной Любви, любит его и тем изливает на него животворящую силу триипостасной Любви.
Раскрывающаяся в Едином
субстанциальная множественность бытия — больше, чем недифференцированное Единое [Чисто монистическое богосознание, отрицающее тайну антропогонии, радикально и по-своему глубоко представлено в книге Древса «Die Religionals Sebst-Bewusstsein Gottes».
Хотя он зовет себя теософом, следовательно, притязает на науку божественного, содержание, к которому приводит теософизм, есть лишь
субстанциальное движение, и он изображает Бога лишь в
субстанциальном движении.
Именно знание, в котором рационализм имеет свою сущность, следует называть
субстанциальным, поскольку оно исключает всякий акт.
Субстанциальное движение, которым ограничен рационализм, исходит из отрицательного prius, т. е. из не-сущего, которое имеет двигаться к бытию; но историческая философия исходит из положительного prius, которое не имеет нужды только двигаться к бытию, стало быть, с совершенной свободой, не будучи вынуждаемо к тому самим собой, лишь полагает бытие»… и т. д.
Но в основе теософизм стремится за рационализм, в действительности не будучи в состоянии освободиться от чисто
субстанциального знания.
Человек не противостоит космическим силам как богоподобное,
субстанциальное существо, вносящее смысл в мировой процесс, — человек пассивное орудие космических сил, бесконечных миров и должен служебно отдаться распыляющему космическому ветру.
Другими словами, первородный грех принес с собой не
субстанциальную, но лишь функциональную порчу мира, «мир во зле лежит» [1 Ин. 5:19; цитируется неточно.], но не есть зло, оно есть его состояние, а не естество.
Очевидно, что для тех, кто порчу природы считает почти
субстанциальной и в самом рождении человека видит узел греха, боговоплощение невозможно на основе тварного восхождения, восполняемого благодатной силой.
«Стало быть, христианство было уже в язычестве, последнее имело тоже
субстанциальное содержание» [Ib., 76–77.].
Здесь утверждается почти уже
субстанциальная порча естества: через врата пола не может родиться ничто чистое и святое уже потому, что это есть пол.
Полный рационализм приближается потому именно к теософизму, который не меньше, чем тот, ограничен
субстанциальным знанием; теософизм хочет его преодолеть, но ему не удается, как яснее всего можно видеть на Я. Беме.
Едва ли какой-либо другой дух настолько закален в огне чисто
субстанциального знания, как Я. Беме...
Ассоциации к слову «субстанциальный»
Синонимы к слову «субстанциальный»
Предложения со словом «субстанциальный»
- Но нужно сказать раз и навсегда, что тщетно желание удержать формы прежнего образования, когда перестроилась субстанциальная форма духа.
- Диамат говорит в принципе то же самое, называя материю субстанциальной основой всего существующего.
- Ибо истинно действительным является лишь сущее в себе и для себя, субстанциальное начало природы и духа.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «субстанциальный»
Значение слова «субстанциальный»
СУБСТАНЦИА́ЛЬНЫЙ и СУБСТАНЦИОНА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Филос. и книжн. Прил. к субстанция; являющийся субстанцией. Субстанциональная 299 основа бытия. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СУБСТАНЦИАЛЬНЫЙ
Дополнительно