Цитаты из русской классики со словом «реалистический»
Идеалистический символизм есть интимное искусство утонченных;
реалистический символизм — келейное искусство тайновидения мира и религиозного действия за мир» («По звездам», с. 277).
Символизм, по известному определению В. Иванова, идет a realibus ad realiora [От реального к реальнейшему (лат.; греч.) — лозунг
реалистического символизма.
Он отстаивал тот тезис, что действительность выше искусства, и хотел построить
реалистическую эстетику.
Те раздвоения человеческого духа, которые составляют глубочайшую тему романов Достоевского, не поддаются
реалистической трактовке.
— Комиссаржевская — актриса для романтической драмы и погибла, не досказав себя, оттого что принуждена была тратить свой талант на
реалистические пьесы. Наше искусство губит реализм.
Реалистические критики идеализма, защищающие философию объекта, забывают, что активность субъекта совсем не тождественна мышлению, что сам субъект причастен бытию, экзистенциален, что через субъект возможно подлинное познание реальности.
Реалистическая литература внесла сюда свою долю: из реакции романтизму я отверг по отношению к себе всякие преувеличенно героические иллюзии.
Но мой символизм был
реалистического, а не идеалистического типа.
С властью объективизма, в
реалистической или идеалистической форме, порывает лишь экзистенциальная философия, хотя она и принимает разные направления и может срываться в новую форму объективизма, как, например, у Хайдеггера при освобождении от старой терминологии.
Выход из субъективной, психологической эпохи в подлинно объективную,
реалистическую эпоху ведет не только к вселенскости, но и к спасению личности, обретению индивидуальности.
Но он остался и старцем с этой основой
реалистического трагизма.
Все большие революции доказывают, что именно радикальные утопии реализуются, более же умеренные идеологии, которые казались более
реалистическими и практическими, низвергаются и не играют никакой роли.
Но все же, по мнению Щапова, в силу
реалистического склада русского народа в прошлом, у нас преобладало прикладное, механическое естествознание.
И основная идея христианства о человеке есть идея
реалистическая, а не символическая, есть идея реального преображения и просветления тварной природы человека, т. е. достижение высших качеств, а не символического ознаменования в мире человеческом мира нечеловеческого.
У него была способность понимать искусство и верно, со вкусом подражать искусству, и он подумал, что у него есть то самое, что нужно для художника, и, несколько времени поколебавшись, какой он выберет род живописи: религиозный, исторический, жанр или
реалистический, он принялся писать.
В 50–60-х гг. XIX века в русской живописи зарождается новое,
реалистическое направление, получившее название передвижнечества.
— Я этого не отрицаю, — поспешно сказал Токарев. — Но это нисколько не мешает быть его книге по существу глубоко верною. Филистерство остается при авторе, а в книге его все-таки больше настоящего,
реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме.
Греко-римский мир был, по превосходству,
реалистический; он любил и уважал природу, он жил с нею заодно, он считал высшим благом существовать; космос был для него истина, за пределами которой он ничего не видал, и космос ему довлел именно потому, что требования были ограниченны.
Рядом с этим, однако, следует отметить, что глаз у него был чудесный, и набегавшую на него конкретную жизнь он схватывал великолепно. Доказательство — его
реалистические рассказы вроде «Жили-были». Но сам он таких рассказов не любил, а больше всего ценил свои вещи вроде «Стены» или «Черных масок».
Так как в сознании вашем был заметен поворот на честную дорогу, — я предполагаю, что вам интересно знать успехи нашей деятельности на пользу общего дела, имеющего характер вполне
реалистический.
Вместо того, чтоб ненавидеть смерть, она, лишившись своих малюток, возненавидела жизнь. Это-то и надобно для христианства, для этой полной апотеозы смерти — пренебрежение земли, пренебрежение тела не имеет другого смысла. Итак, гонение на все жизненное,
реалистическое, на наслаждение, на здоровье, на веселость на привольное чувство существования. И Лариса Дмитриевна дошла до того, что не любила ни Гете, ни Пушкина.
Главное дело, что Домна Платоновна была художница — увлекалась своими произведениями. Хотя она рассказывала, что все это она трудится из-за хлеба насущного, но все-таки это было несправедливо. Домна Платоновна любила свое дело как артистка: скомпоновать, собрать, состряпать и полюбоваться делами рук своих — вот что было главное, и за этим просматривались и деньги, и всякие другие выгоды, которых особа более
реалистическая ни за что бы не просмотрела.
«Пафос
реалистического символизма: через Августиново «transcende te ipsum» [превзойти себя (лат.).] к лозунгу — a realibus ad realiora [от реального к еще более реальному (лат.).].
Очень знаменательна эта устремленность В. Иванова к
реалистическому символизму и к мифу как реальности.
Точная трансцендентально-логическая формулировка отношения идей к понятиям, одновременно объединяющая
реалистическое и номиналистическое понимание, представляет исключительные трудности для философии, как это достаточно обнаружилось уже в средневековом споре реалистов и идеалистов, а равно и в новейшей философии, в частности в современном неокантианстве.
И в великом, гениальном искусстве XIX века, условно именуемом
реалистическим, можно открыть и вечный классицизм, и вечный романтизм.
Искусство не может быть
реалистическим ни в смысле эмпирическом, ни в смысле мистическом.
В его учении элементы
реалистические перемешаны с элементами утопическими.
Результаты творчества носят не
реалистический, а символический характер.
Конечно, он никогда не был реалистом в том смысле, в каком наша традиционная критика утверждала у нас существование
реалистической школы Гоголя.
Большевизм же оказался наименее утопическим и наиболее
реалистическим, наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 году, и наиболее верным некоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически, и русским методам управления и властвования насилием.
Более того, в настоящем
реалистическом искусстве есть черты символизма, отражающие вечную природу всякого искусства.
Иванов защищает
реалистический символизм против идеалистического символизма.
Это миросозерцание было номиналистическим в отношении ко всем историческим организмам: национальным, государственным, церковным — и
реалистическим лишь в отношении к социальному человеку и социальным классам.
Все достижения культуры — символические, а не
реалистические.
У меня не было романтического отношения к действительности, наоборот, было очень
реалистическое, у меня было романтическое отношение к мечте, противоположной действительности.
Но в известном смысле реалистом Гюисманс остался навсегда,
реалистическая манера осталась и в его католических книгах.
Вместе с тем культура имеет символический характер, все ее достижения не
реалистические, а символические.
Как"кучкисты", так и новые народники
реалистического направления в живописи и скульптуре нашли себе рьяного защитника и пропагандиста в Вл. Стасове.
Вообще, основной тезис Лосского не может быть истолкован идеалистически; это чисто
реалистический тезис, это критическое восстановление той правды, которая заключалась в наивном реализме.
И если реалисты XIX века бывали великими художниками, то потому только, что направление в искусстве вообще мало имеет значения, и за их временной
реалистической оболочкой светила красота вечного искусства и вечного творческого акта.
Программа
реалистического искусства всегда есть падение искусства, унижение творчества, послушание творческому бессилию.
Скажу более: вся оригинальность его гносеологии уничтожается, если отбросить онтологию, так как оригинальность эта и заключается в том
реалистическом тезисе, что всякая гносеология онтологична.
У русского человека действительно есть
реалистическая складка, есть большие способности к техническим изобретениям, но это вполне соединимо с его духовными исканиями и с любовью философствовать о жизни.
У меня всегда было очень
реалистическое, трезвое чувство действительности, была даже очень малая способность к идеализации и к иллюзиям.
«
Реалистический символизм раскроет в символе миф.
Реалистическое же искусство, для которого становится доступна самая res, принципиально возможно лишь при том условии, если не художник творит красоту, но красота творит художника, делая своего избранника своим орудием или органом.
Что знание не есть нечто отличное от бытия и противоположное ему, а есть само бытие — этот здоровый
реалистический тезис очень трудно усвоить себе современному сознанию, засоренному всеми формами рационализма; он звучит чем-то наивным и примитивным, досократовским и почти что дофилософским.
Моя тема была: возможен ли и как возможен переход от символического творчества продуктов культуры к
реалистическому творчеству преображенной жизни, нового неба и новой земли.
— Мы обязаны этим реализму, он охладил жизнь, приплюснул людей к земле. Зеленая тоска и плесень всяких этих сборников
реалистической литературы — сделала людей духовно нищими. Необходимо возвратить человека к самому себе, к источнику глубоких чувств, великих вдохновений…
Синонимы к слову «реалистический»
Предложения со словом «реалистический»
- Следуя традициям реалистического искусства, он пытался создать жизненно правдивый и духовно значительный психологический образ ученого-интеллектуала.
- Как реалистический роман, так и музей являются основанными на тексте энциклопедическими проектами, которые перерабатывают многообразие переживаний в синхронное линейное повествование.
- В середине XIX века академическая живопись эволюционирует от романтизма к более реалистической манере.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «реалистический»
Что (кто) бывает «реалистическим»
Значение слова «реалистический»
РЕАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. Исходящий из учета условий реальной действительности. Реалистическое отношение к жизни. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
Дополнительно