Цитаты из русской классики со словом «София»
(бросается на колена,
София отталкивает его)
— Начни, сестра
София, во имя отца и сына и святого духа, — говорит Лидия, свертывая бумагу трубкой.
Но критику вызывает неясность определения того, что такое
София.
Влас (тихо, таинственно). Премудрая
София, я пробовал! У меня даже есть стихотворение, написанное по поводу этих проб. (Напевает гнусаво и негромко на мотив «Под вечер осенью ненастной».)
Прибыльщику это понравилось, но показалось мало, и он сам присочинил себе еще, что будто царевна
София отрубила его предку голову за верность Петру Великому и что казненный взял будто свою отрубленную голову, поцеловал ее и сказал: «Отнесите ее моему законному государю».
София Норк, схоронив мужа, не опустила ни головы, ни рук.
Но
София, как видно, боялась расширения круга Петровых приверженцев и всячески затрудняла доступ к нему.
— К Таифе не пускала я ее, матушка, — ответила за головщицу
София, — у ней келья угарная и тесновато. Мы с Марьюшкой в твоей келье домовничали. Минодорушка с Натальей ночевать к нам прихаживали.
Даже Пуд, сонная, ленивая
София Пуд, прозванная «слонихой», и та «обожала» институтского батюшку и лезла из кожи вон, готовясь к урокам по его предмету.
София есть основа мира, его идеальная энтелехия, она существует не где-то вне мира, но есть его основная сущность, и в этом прав Аристотель в своей онтологии.
— Антифоны запели, — молвил Сурмин. — Настоящий постриг теперь только начинается. Сейчас припадет
София перед святыми, сейчас подадут ей ножницы добровольного ради стрижения влас.
София движет подлинной философией.
Когда
София Алексеевна объявила желание свое взять меня к себе в пажи и когда, на вопросы боярынь, объяснила им, что такое паж, все упрашивали ее исполнить это поскорее и не оставить своею милостью пригожего, разумного сироту (так угодно было им называть меня).
Бессильная против этого определения,
София обрекла Хабара своему недоброжелательству и с этого времени стала питать на лекаря неудовольствие.
— Добрая, прекрасная девица! — сказал Вольдемар, проводив глазами экипаж и конного спутника. — Не знаю, с кем ее сравнить.
София, правда, была некогда прекраснее ее.
— Ну, с Богом! Мать Пресвятая Богородица и заступница наша святая
София, помоги нам, многогрешным! — с благоговением произнес Иван Пропалый, въезжая в толпу ожидавших рейтаров.
— Ну, с Богом! Мать Пресвятая Богородица и заступница наша святая
София, помогите нам, многогрешным! — с благоговением произнес Иван Пропалый, въезжая в толпу ожидавших рейтаров.
Я не предсказываю, каким путем необходимо пойдет история, в хочу лишь проблематически начертать идеальные черты и тенденции нового типа общества и культуры [Этот этюд может быть чем-то вроде программного разъяснения к мыслям, развитым в моем «Конце Ренессанса» (см. «
София») и в книгах «Смысл истории» и «Философия неравенства».].
Те же и Xлёстова,
София, Молчалин, Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, Графиня внучка, Княгиня с дочерьми, Загорецкий, Скалозуб, потом Фамусов и многие другие.
Фамусов, Чацкий (смотрит на дверь, в которую
София вышла).
София пожимает плечами, уходит к себе и запирается, за нею и Лиза.
София, Лиза, Слуга, за ним Чацкий.
Те же и множество других гостей. Между прочими Загорецкий. Мужчины являются, шаркают, отходят в сторону, кочуют из комнаты в комнату и проч.
София от себя выходит, все к ней навстречу.
Чацкий,
София и несколько посторонних, которые в продолжении расходятся.
София, Лиза, Чацкий, Скалозуб, Молчалин (с подвязанною рукою).
Чацкий,
София, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами.
Лиза,
София со свечкою, за ней Молчалин.
(Чацкий бежит и приносит. Всё следующее — вполголоса, — до того, как
София очнется.)
Чацкий за колонною, Лиза, Молчалин (потягивается и зевает),
София (крадется сверху).
После падения
София отлетает на небо, а на земле является Ева.
София есть Вечная Женственность Божья, что вызывает наибольшие нарекания.
Если
София есть Афродита, то Афродита небесная, а не простонародная.
Для Вл. Соловьева
София есть также идеальное человечество.
Есть предвечная не тварная
София в Боге, мир платоновских идей, через нее наш мир сотворен, — и есть София тварная, проникающая в творение.
Учение о Софии, которое стало популярно в религиозно-философских и поэтических течениях начала XX в., связано с платоновским учением об идеях. «
София есть выраженная, осуществленная идея», — говорит Соловьев. «София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом Божественного единства».
София есть девственность, целостность человека, андрогинный образ человека.
София хотела найти поддержку в расколе; ее сообщники говорили против патриарха, хотели возвести на патриарший престол Сильвестра Медведева, уверяя, что «ныне-де завелись в церкви новые учители», но решительно никакие ухищрения не помогали.
Сама
София верила волхвам и прорицателям и советовалась с ними, всего чаще через посредство Сильвестра Медведева, который также в них веровал.
После второго же похода произошел решительный разрыв, показавший, что Петр лучше, может быть, чем сама
София, знал и понимал весь ход крымских походов и уже решился ясно и открыто определить свои отношения — как к сестре, так и к вельможам — любимцам ее, Голицыну и Шакловитому.
Сам написал он допросные пункты, в которых именно спрашивал: не призывала ли стрельцов к Москве
София, не было ли от нее письма, не хотели ли посадить ее на царство?
Известно, что царевна
София похвалила и наградила стрельцов за их буйства, которые она назвала побиением за дом пресвятыя богородицы.
В начале 1689 года
София особым манифестом призывала в Россию французских эмигрантов протестантского исповедания, изгнанных Людовиком XIV: в конце того же года Петр обнародовал указ, стеснительный для всех приезжающих иноземцев.
Очевидно, однако ж, что нельзя было усмотреть за всеми, и, преследуя всех подозреваемых в приверженности к Петру,
София только еще более ожесточала противную партию, которая очень откровенно и свободно, в присутствии Петра, выказывала в Преображенском свою неприязнь к правительнице и ее партии.
Но если даже Петр и до конца жизни не избавился от мысли, что единственно
София была виновницей бунта, все же происшествия этого времени должны были открыть ему многое относительно внутреннего управления древней Руси.
И, несмотря на все это,
София была оставлена, все побежали к Троице, все спешили изъявить Петру свою покорность.
— Как толкам не пойти, — отвечала мать
София. — Известно, обитель немалая: к нам люди, и наши к чужим. Случился грех, в келье его не спрячешь.
Больше огорчалась, сердилась и даже бранилась с Марьей Гавриловной игуменьина ключница
София.
— Угару нет, кажись, — заметила мать Виринея, — а ты бы, матушка
София, чайку поскорей собрала. Самоварчик-то у тебя поставлен ли?
— Как не поставлен? — отвечала мать
София. — Поди, чай, кипит.
— Третьего дня окружной на короткое время приезжал, — отвечала
София.
Ассоциации к слову «София»
Предложения со словом «софия»
- София могут считаться типичными и наиболее сохранившимися образцами русской архитектуры XI века, в которой незаметно ещё ничего самобытного русского.
- Если софия освящена традицией, философ со своей любовью-стремлением размещается вне традиции, между традиций.
- София мгновенно разобралась, в чём дело – в изначальном заклинании волшебника.
- (все предложения)
Значение слова «софия»
Софи́я (болг. Со́фия [ˈsɔfija], от греч. σοφία — мастерство, мудрость) — столица и крупнейший город Болгарии. Административный центр городской области София и его единственной общины Столична. (Википедия)
Все значения слова СОФИЯ
Дополнительно