Цитаты со словом «мужи»
Была, между прочим, одна каторжная, обращавшая на себя внимание тем, что за нею добровольно следовал на каторгу ее
муж.
[Жена Невельского, Екатерина Ивановна, когда ехала из России к
мужу, сделала верхом 1100 верст в 23 дня, будучи больною, по топким болотам и диким гористым тайгам и ледникам охотского тракта.
Об ее трогательном обращении с гиляками упоминает и ее
муж в своих записках.
Вмешивается
муж или сожитель: «Ну, что зря языком болтать?
Очень важно также, что за 19-ю
мужами прибыли на Сахалин их жены, и почти все садившиеся на участки имели уже семьи.
Не говоря уже о писарях, чертежниках и хороших мастерах, которым по роду их занятий жить в тюрьме не приходится, на Сахалине немало семейных каторжников,
мужей и отцов, которых непрактично было бы держать в тюрьмах отдельно от их семей: это вносило бы немалую путаницу в жизнь колонии.
В Южном Сахалине, где урожай бывает ежегодно, есть селения, в которых нет ни одной женщины, между тем в сахалинском Париже одних лишь женщин свободного состояния, прибывших за
мужьями добровольно из России, живет 158.
А женщины, ссыльные и свободные, добровольно пришедшие за
мужьями, промышляют развратом.
Не убивала бы я
мужа, а ты бы не поджигал, и мы тоже были бы теперь вольные, а теперь вот сиди и жди ветра в поле, свою женушку, да пускай вот твое сердце кровью обливается…» Он страдает, на душе у него, по-видимому, свинец, а она пилит его и пилит; выхожу из избы, а голос ее всё слышно.
Она, глядя на них, смеется и плачет, и извиняется передо мной за плач и писк; говорит, что это с голоду, что она ждет не дождется, когда вернется
муж, который ушел в город продавать голубику, чтобы купить хлеба.
Уже все позаснули, дети переплакали и тоже угомонились давно, а баба всё не спит, думает и слушает, как ревет море; теперь уж ее мучает тоска: жалко
мужа, обидно на себя, что не удержалась и попрекнула его.
По этим варварским помещениям и их обстановке, где девушки 15 и 16 лет вынуждены спать рядом с каторжниками, читатель может судить, каким неуважением и презрением окружены здесь женщины и дети, добровольно последовавшие на каторгу за своими
мужьями и отцами, как здесь мало дорожат ими и как мало думают о сельскохозяйственной колонии.
Жен свободного состояния, пришедших за
мужьями, только 3, то есть столько же, как в Красном Яре или Бутакове, существующих не больше года.
Законных семей 195, свободных 91; большинство законных жен — свободные, пришедшие за
мужьями.
Нашу спутницу, жизнерадостную даму, ожидала приятная случайность: на Корсаковском рейде стоял пароход Добровольного флота «Владивосток», только что пришедший из Камчатки, и на нем находился ее
муж, офицер.
Как сельскохозяйственная колония это селение стоит обоих северных округов, взятых вместе, а между тем из массы женщин, приходящих на Сахалин за
мужьями, свободных и не испорченных тюрьмой, то есть наиболее ценных для колонии, здесь поселена только одна, да и та недавно заключена в тюрьму по подозрению в убийстве мужа.
Хомутов скоро умрет, Софья и Анисья уедут с
мужьями на материк, и таким образом о вольных поселенцах скоро останется одно только воспоминание.
Аинка, довольно красивая собою, казалось, готова была помочь своему
мужу, но я подавал вид, что не понимаю их объяснений…
Выйдя из дому моего,
муж и жена без церемонии перед моим окошком и в виду часового отдали долг природе.
Благодаря главному тюремному управлению и Добровольному флоту, которым вполне удалось установить скорое и удобное сообщение между Европейскою Россией и Сахалином, задача жен и дочерей, желающих следовать за
мужьями и родителями в ссылку, значительно упростилась.
Не так еще давно одна добровольно следовавшая жена приходилась на 30 преступников, в настоящее же время присутствие женщин свободного состояния стало типическим для колонии, и уже трудно вообразить, например, Рыковское или Ново-Михайловку без этих трагических фигур, которые «ехали жизнь
мужей поправить и свою потеряли».
С колонизационной точки зрения эти женщины имеют одно важное преимущество: они поступают в колонию в сравнительно молодом возрасте; это в большинстве женщины с темпераментом, осужденные за преступления романического и семейного характера: «за
мужа пришла», «за свекровь пришла»…
Можно сказать, что, за исключением небольшого числа привилегированных и тех, которые прибывают на остров с
мужьями, все каторжные женщины поступают в сожительницы.
На вопрос, как им живется, поселенец и его сожительница обыкновенно отвечают: «Хорошо живем». А некоторые каторжные женщины говорили мне, что дома в России от
мужей своих они терпели только озорства, побои да попреки куском хлеба, а здесь, на каторге, они впервые увидели свет. «Слава богу, живу теперь с хорошим человеком, он меня жалеет». Ссыльные жалеют своих сожительниц и дорожат ими.
Хохлушка лет 50 в Ново-Михайловке, пришедшая сюда с сыном, тоже каторжным, из-за невестки, которая была найдена мертвой в колодце, оставившая дома старика
мужа и детей, живет здесь с сожителем, и, по-видимому, это самой ей гадко, и ей стыдно говорить об этом с посторонним человеком.
На вопрос, сколько ее сожителю лет, баба, глядя вяло и лениво в сторону, отвечает обыкновенно: «А чёрт его знает!» Пока сожитель на работе или играет где-нибудь в карты, сожительница валяется в постели, праздная, голодная; если кто-нибудь из соседей войдет в избу, то она нехотя приподнимется и расскажет, зевая, что она «за
мужа пришла», невинно пострадала: «Его, чёрта, хлопцы убили, а меня в каторгу».
Женщин свободного состояния, добровольно пришедших за
мужьями, в настоящее время в колонии больше, чем каторжных женщин, а ко всему числу ссыльных женщин они относятся как 2: 3.
Покидать родину и идти в ссылку за преступными
мужьями побуждают женщин разнообразные причины.
Одни идут из любви и жалости; другие из крепкого убеждения, что разлучить
мужа и жену может один только бог; третьи бегут из дому от стыда; в темной деревенской среде позор мужей всё еще падает на жен: когда, например, жена осужденного полощет на реке белье, то другие бабы обзывают ее каторжанкой; четвертые завлекаются на Сахалин мужьями, как в ловушку, путем обмана.
Наконец, пятые идут потому, что всё еще продолжают находиться под сильным нравственным влиянием
мужей; такие, быть может, сами принимали участие в преступлении или пользовались плодами его и не попали под суд только случайно, по недостатку улик.
Среди жен, добровольно пришедших за
мужьями, кроме русских, есть также татарки, еврейки, цыганки, польки и немки.
[Случается, что за женами приходят в ссылку
мужья.
На Сахалине таких
мужей только трое: отставные солдаты Андрей Найдуш и Андрей Ганин в Александровске и крест<ьянин> Жигулин в Дербинском.
«Устава о ссыльных», мужья-евреи не могут следовать в ссылку за своими осужденными женами, и последним предоставляется брать с собой лишь грудных детей, и то не иначе, как с согласия
мужей.]
Она с отчаянием говорит, что, едучи к
мужу, не обманывала себя и ожидала только худого, но действительность оказалась страшнее всяких ожиданий.
Она плачет день и ночь с причитываниями, поминая своих покинутых родных, как усопших, а
муж, сознавая свою великую вину перед ней, молчит угрюмо, но, наконец, выйдя из себя, начинает бить ее и бранить за то, что она приехала сюда.
Если свободная женщина приехала без денег или привезла их так мало, что хватило только на покупку избы, и если ей и
мужу ничего не присылают из дому, то скоро наступает голод.
Во Владимировке одна женщина свободного состояния подозревается в убийстве
мужа; если ее осудят в каторжные работы, то она начнет получать паек, — значит, попадет в лучшее положение, чем была до суда.]
Муж тоже очерствел, ему не до чистоты, и всё это кажется неважным.
Кроме нужды и праздности, у свободной женщины есть еще третий источник всяких бед — это
муж.
Если
муж не из таких, которые убивают или бегают, то все-таки каждый день жене приходится бояться, как бы его не наказали, не взвели бы на него напраслины, как бы он не надорвался, не заболел, не умер.
Годы уходят, близится старость;
муж отбыл уже каторгу и поселенческий срок и хлопочет о крестьянских правах.
Жена умирает от чахотки, а
муж уезжает на материк, старый и одинокий; или же она остается вдовой и не знает, что ей делать, куда ехать.
В Дербинском жена свободного состояния Александра Тимофеева ушла от своего
мужа молокана к пастуху Акиму, живет в тесной, грязной лачужке и уже родила пастуху дочь, а муж взял к себе другую женщину, сожительницу.
Женщины свободного состояния Шуликина и Федина в Александровске тоже ушли от
мужей в сожительницы.
По ст. 85, «женщины, идущие по собственной воле, во всё время следования не должны быть отделяемы от
мужей и не подлежат строгости надзора».
По ст. 173 и 253, женщины, добровольно следующие за
мужьями, «получают одежду, обувь и кормовые деньги во всё продолжение пути до места назначения» в размере арестантского пайка.
По ст. 406, им, с согласия
мужей, дозволяются временные отлучки с места ссылки во внутренние губернии империи.
Если
муж умрет в ссылке или если брак будет расторгнут вследствие нового преступления, то жена, по ст. 408, может возвратиться на родину на казенный счет.
Но и эти родившиеся на Сахалине ждут только отъезда родителей или
мужей на материк, чтобы уехать вместе с ними.
Неточные совпадения
Вечером с работ возвращается муж-каторжный; он хочет есть и спать, а жена начинает плакать и причитывать: «Погубил ты нас, проклятый!
Заработков нет, милостыню просить негде, и ей с детьми приходится кормиться тою же арестантскою порцией, которую получает из тюрьмы ее муж-каторжник и которой едва хватает на одного взрослого.
Цитаты из русской классики со словом «мужи»
Предложения со словом «муж»
- Например, бывший муж уже вступил в новый брак и даже завёл в нём детей.
- Мне даже представить было сложно, что будет, когда мой будущий муж увидит пьяного дракона в моём замке!
- – Разумеется, – продолжал рассказчик, – я принял это предложение, хотя мне и не особенно улыбалась перспектива стать мужем молодой индианки.
- (все предложения)
Значение слова «муж»
МУЖ, -а, м. 1. (мн. мужья́). Женатый мужчина (по отношению к своей жене). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МУЖ
Афоризмы русских писателей со словом «муж»
- Чего не сделает любящая жена для своего мужа!
- И никто-то, никто-то не должен знать, что между мужем и женой происходит, коль они любят друг друга. И какая бы ни вышла у них ссора, — мать родную, и ту не должны себе в судьи звать и один про другого рассказывать. Сами они себе судьи.
- …но никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником или любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестен и который известен только им двум.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно