Неточные совпадения
Но в нем есть справедливая сторона — то, что «прекрасное» есть отдельный живой предмет, а
не отвлеченная мысль; есть и другой справедливый намек на свойство истинно художественных произведений искусства: они всегда
имеют содержанием своим что-нибудь интересное вообще для человека, а
не для одного художника (намек этот заключается в том, что
идея — «нечто общее, действующее всегда и везде»); отчего происходит это, увидим на своем месте.
Совершенно другой смысл
имеет другое выражение, которое выставляют за тожественное с первым: «прекрасное есть единство
идеи и образа, полное слияние
идеи с образом»; это выражение говорит о действительно существенном признаке — только
не идеи прекрасного вообще, а того, что называется «мастерским произведением», или художественным произведением искусства: прекрасно будет произведение искусства действительно только тогда, когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать.
Определяя прекрасное как полное проявление
идеи в отдельном существе, мы необходимо придем к выводу: «прекрасное в действительности только призрак, влагаемый в нее нашею фантазиею»; из этого будет следовать, что «собственно говоря, прекрасное создается нашею фантазиею, а в действительности (или, [по Гегелю]: в природе) истинно прекрасного нет»; из того, что в природе нет истинно прекрасного, будет следовать, что «искусство
имеет своим источником стремление человека восполнить недостатки прекрасного в объективной действительности» и что «прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного в объективной действительности», — все эти мысли составляют сущность [гегелевской эстетики и являются в ней]
не случайно, а по строгому логическому развитию основного понятия о прекрасном.
И потому, если бы даже согласиться, что созерцание возвышенного всегда ведет к
идее бесконечного, то возвышенное, порождающее такую мысль, а
не порождаемое ею, должно
иметь причину своего действия «а нас
не в ней, а в чем-нибудь другом.
Содержание, достойное внимания мыслящего человека, одно только в состоянии избавить искусство от упрека, будто бы оно — пустая забава, чем оно и действительно бывает чрезвычайно часто; художественная форма
не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведение искусства, если оно важностью своей
идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» Бесполезное
не имеет права на уважение.
6) Трагическое
не имеет существенной связи с
идеею судьбы или необходимости. В действительной жизни трагическое большею частью случайно,
не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
Неточные совпадения
Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек
имеет право… то есть
не официальное право, а сам
имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его
идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует.
Она никаких
идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем.
— Однако вижу, что ты чрезвычайно далеко уйдешь по новой своей дороге. Уж
не это ли «твоя
идея»? Продолжай, мой друг, ты
имеешь несомненные способности по сыскной части. Дан талант, так надо усовершенствовать.
–…второстепенный, которому предназначено послужить лишь материалом для более благородного племени, а
не иметь своей самостоятельной роли в судьбах человечества. Ввиду этого, может быть и справедливого, своего вывода господин Крафт пришел к заключению, что всякая дальнейшая деятельность всякого русского человека должна быть этой
идеей парализована, так сказать, у всех должны опуститься руки и…
А между тем твердо говорю, что целый цикл
идей и заключений был для меня тогда уже невозможен; я даже и в те минуты чувствовал про себя сам, что «одни мысли я могу
иметь, а других я уже никак
не могу
иметь».