Неточные совпадения
И
человек так обрадовался этому открытию, что вместо
того, чтобы, по прежнему, сличая качество выходящей муки, опускать и поднимать жернова, ковать их, натягивать и ослаблять ремень, стал изучать реку.
Жизнь есть
та мельница, которую хочет исследовать
человек. Мельница нужна для
того, чтобы она хорошо молола, жизнь нужна только затем, чтобы она была хорошая. И эту цель исследования
человек не может покидать ни на одно мгновение безнаказанно. Если он покинет ее,
то его рассуждения неизбежно потеряют свое место и сделаются подобны рассуждениям Кифы Мокеевича о
том, какой нужен порох, чтобы пробить скорлупу слоновых яиц.
Исследует
человек жизнь только для
того, чтобы она была лучше.
Не говоря о неточностях, тавтологиях, которыми наполнены все эти определения, сущность их всех одинакова, именно
та, что определяется не
то, что все
люди одинаково бесспорно разумеют под словом «жизнь», а какие-то процессы, сопутствующие жизни и другим явлениям.
Какими бы исследованиями и наблюдениями ни занимался
человек, для выражения своих наблюдений он обязан под каждым словом разуметь
то, что всеми одинаково бесспорно разумеется, а не какое-либо такое понятие, которое ему нужно, но никак не сходится с основным, всем известным понятием.
Да едва ли не большинство научных
людей держится этого… затрудняюсь, как сказать… мнения не мнения, парадокса не парадокса, а скорее шутки или загадки. Утверждается, что жизнь происходит от игры физических и механических сил, —
тех физических сил, которые мы назвали физическими и механическими только в противоположность понятию жизни.
Единственное средство умственного общения
людей есть слово, и для
того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия. Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь, что нам вздумается,
то лучше уж не говорить, а показывать всё знаками.
Люди с таким ложным взглядом на свою науку никак не хотят признать
того, что их исследованиям подлежат только некоторые стороны жизни, но утверждают, что вся жизнь со всеми ее явлениями будет исследована ими путем внешнего опыта.
Споры о
том, что не касается жизни, именно о
том, отчего происходит жизнь: анимизм ли это, витализм ли, или понятие еще особой какой силы, скрыли от
людей главный вопрос жизни, —
тот вопрос, без которого понятие жизни теряет свой смысл, и привели понемногу
людей науки, —
тех, которые должны вести других, — в положение
человека, который идет и даже очень торопится, но забыл, куда именно.
Решение этого вопроса им кажется очень просто, как просто всегда кажется решение трудного вопроса
тому человеку, который не понимает его.
Решение вопроса о
том, как устроить жизнь, когда она в нашей власти, для
людей науки кажется очень просто.
Они говорят: устроить так, чтобы
люди могли удовлетворять своим потребностям; наука выработает средства, во-первых, для
того, чтобы правильно распределять удовлетворение потребностей, а во-вторых, средства производить так много и легко, что все потребности легко будут удовлетворены, и
люди тогда будут счастливы.
Живет всякий
человек только для
того, чтобы ему было хорошо, для своего блага. Не чувствует
человек желания себе блага, — он и не чувствует себя живущим.
Человек не может себе представить жизни без желания себе блага. Жить для каждого
человека всё равно, что желать и достигать блага; желать и достигать блага — всё равно, что жить.
Важно и нужно
человеку только благо в
той жизни, которую он чувствует своею, т. е. своё благо.
Человек видит, что каждое из живых существ точно так же, как и он, должно быть готово, для своего маленького блага, лишить большего блага и даже жизни все другие существа, а в
том числе и его, так рассуждающего
человека.
И, поняв это,
человек невольно делает
то соображение, что если это так, — а он знает, что это несомненно так, —
то не одно и не десяток существ, а все бесчисленные существа мира, для достижения каждое своей цели, всякую минуту готовы уничтожить его самого, —
того, для которого одного и существует жизнь.
Чем дальше
человек живет,
тем больше рассуждение это подтверждается опытом, и
человек видит, что жизнь мира, в которой он участвует, составленная из связанных между собой личностей, желающих истребить и съесть одна другую, не только не может быть для него благом, но будет, наверное, великим злом.
Но мало
того: если даже
человек и поставлен в такие выгодные условия, что он может успешно бороться с другими личностями, не боясь за свою, очень скоро и разум и опыт показывают ему, что даже
те подобия блага, которые он урывает из жизни, в виде наслаждений личности, не — блага, а как будто только образчики блага, данные ему только для
того, чтобы он еще живее чувствовал страдания, всегда связанные с наслаждениями.
Чем дольше живет
человек,
тем яснее он видит, что наслаждений всё становится меньше и меньше, а скуки, пресыщения, трудов, страданий всё больше и больше.
Но мало и этого: начиная испытывать ослабление сил и болезни, и глядя на болезни и старость, смерть других
людей, он замечает еще и
то, что и самое его существование, в котором одном он чувствует настоящую, полную жизнь, каждым часом, каждым движением приближается к ослаблению, старости, смерти; что жизнь его, кроме
того, что она подвержена тысячам случайностей уничтожения от других борющихся с ним существ и всё увеличивающимся страданиям, по самому свойству своему есть только не перестающее приближение к смерти, к
тому состоянию, в котором вместе с жизнью личности наверное уничтожится всякая возможность какого бы
то ни было блага личности.
Человек видит, что он, его личность —
то, в чем одном он чувствует жизнь, только и делает, что борется с
тем, с чем нельзя бороться, — со всем миром; что он ищет наслаждений, которые дают только подобия блага и всегда кончаются страданиями, и хочет удержать жизнь, которую нельзя удержать.
Человек видит, что он сам, сама его личность, —
то, для чего одного он желает блага и жизни, — не может иметь ни блага, ни жизни.
Так что
та единственно чувствуемая
человеком жизнь, для которой происходит вся его деятельность, оказывается чем-то обманчивым и невозможным, а жизнь вне его, нелюбимая, нечувствуемая им, неизвестная ему, и есть единая настоящая жизнь.
То, чего он не чувствует,
то только и имеет
те свойства, которые он один желал бы иметь. И это не
то — что так представляется
человеку в дурные минуты его унылого настроения — это не представление, которое можно не иметь, а это напротив такая очевидная, несомненная истина, что если мысль эта сама хоть раз придет
человеку, или другие хоть раз растолкуют ему ее,
то он никогда уж не отделается от нее, ничем не выжжет ее из своего сознания.
Единственная представляющаяся сначала
человеку цель жизни есть благо его личности, но блага для личности не может быть; если бы и было в жизни нечто, похожее на благо,
то жизнь, в которой одной возможно благо, жизнь личности, каждым движением, каждым дыханием неудержимо влечется к страданиям, к злу, к смерти, к уничтожению.
В большем и большем уяснении этого несомненного, ненарушимого борьбою, страданиями и смертью блага
человека и состоит всё движение вперед человечества с
тех пор, как мы знаем его жизнь.
А так как положение в мире всех
людей одинаково, и потому одинаково для всякого
человека противоречие его стремления к своему личному благу и сознания невозможности его,
то одинаковы, по существу, и все определения истинного блага и потому истинной жизни, открытые
людям величайшими умами человечества.
«Жизнь — это распространение
того света, который для блага
людей сошел в них с неба», сказал Конфуций за 600 лет до Р. X.
«Жизнь — это
то, что вдунул Бог в ноздри
человека, для
того, чтобы он, исполняя его закон, получил благо», говорит Еврейская мудрость.
Нельзя не видеть и
того, что определения эти, будучи теоретически верны, подтверждаются и опытом жизни, и что миллионы и миллионы
людей, признававшие и признающие такие определения жизни, на деле показывали и показывают возможность замены стремления к благу личности другим стремлением к благу такому, которое не нарушается страданиями и смертью.
Но кроме
тех людей, которые понимали и понимают определения жизни, открытые
людям великими просветителями человечества, и живут ими, всегда было и есть огромное большинство
людей, которые в известный период жизни, а иногда во всю свою жизнь, жили и живут одной животной жизнью, не только не понимая
тех определений, которые служат разрешением противоречия человеческой жизни, но не видя даже и
того противоречия ее, которое они разрешают.
И всегда были и теперь есть среди этих
людей еще такие
люди, которые вследствие своего внешнего исключительного положения считают себя призванными руководить человечеством и сами, не понимая смысла человеческой жизни, учили и учат других
людей жизни, которой они не понимают:
тому, что жизнь человеческая есть не что иное, как личное существование.
Одни исповедуют на словах учения
тех просветителей человечества, в преданиях которых они воспитаны, но, не понимая их разумного смысла, обращают эти учения в сверхъестественные откровения о прошедшей и будущей жизни
людей и требуют только исполнения обрядов.
Это учение фарисеев в самом широком смысле, т. е.
людей, учащих
тому, что сама в себе неразумная жизнь может быть исправлена верою в другую жизнь, приобретаемую исполнением внешних обрядов.
Другие, непризнающие возможности никакой другой жизни, кроме видимой, отрицают всякие чудеса и всё сверхъестественное и смело утверждают, что жизнь
человека есть не что иное, как его животное существование от рождения и до смерти. Это учение книжников, —
людей, учащих
тому, что в жизни
человека, как животного, и нет ничего неразумного.
Книжники же, и не подозревая в фарисейских учениях
тех разумных основ, на которых они возникли, прямо отрицают всякие учения о будущей жизни и смело утверждают, что все эти учения не имеют никакого основания, а суть только остатки грубых обычаев невежества, и что движение вперед человечества состоит в
том, чтобы не задавать себе никаких вопросов о жизни, выходящих за пределы животного существования
человека.
То, что все учения великих умов человечества так поражали
людей своим величием, что грубые
люди придавали им большей частью сверхъестественный характер и признавали основателей их полубогами, —
то самое, что служит главным признаком значительности этих учений, — это самое обстоятельство и служит для книжников лучшим, как им кажется, доказательством неправильности и отсталости этих учений.
То, что по этим суевериям жили и живут миллиарды
людей, потому что даже и в искаженном виде они дают
людям ответы на вопросы об истинном благе жизни,
то, что учения эти не только разделяются, но служат основой мышления лучших
людей всех веков, а что теории, признаваемые книжниками, разделяются только ими самими, всегда оспариваются и не живут иногда и десятков лет, и забываются так же быстро, как возникают, не смущает их нисколько.
И
люди нашего времени за стыд считают, если они не знают последних изречений мудрости Спенсера, Гельмгольца и других, но о Браминах, Будде, Конфуции, Менции, Лао-дзы, Эпиктете, Исаии иногда знают имена, а иногда и
того не знают.
Да и зачем изучать
тех людей, которые разрешали сознаваемое разумным
человеком противоречие его жизни и определяли истинное благо и жизнь
людей?
Книжники, не понимая
того противоречия, которое составляет начало разумной жизни, смело утверждают, что так как они его не видят,
то противоречия и нет никакого, и что жизнь
человека есть только его животное существование.
Родится
человек, собака, лошадь, у каждого свое особенное тело, и вот живет это особенное его тело, а потом умрет; тело разложится, пойдет в другие существа, а
того прежнего существа не будет.
Жизнь и есть
то, что происходит в теле
человека, так же как и животного, в промежуток времени между рождением и смертью.
Пользуясь всеми
теми орудиями внешнего знания, которые приобрело человечество, ложное учение это систематически хочет вести назад
людей в
тот мрак невежества, из которого с таким напряжением и трудом оно выбивалось столько тысяч лет.
Жизнь мы не можем определить в своем сознании, говорит это учение. Мы заблуждаемся, рассматривая ее в себе.
То понятие о благе, стремление к которому в нашем сознании составляет нашу жизнь, есть обманчивый призрак, и жизнь нельзя понимать в этом сознании. Чтобы понять жизнь, надо только наблюдать ее проявления, как движение вещества. Только из этих наблюдений и выведенных из них законов мы найдем и закон самой жизни, и закон жизни
человека.
Наблюдения так сложны, так многообразны, так запутанны, так много времени и усилия тратится на них, что
люди понемногу забывают о первоначальной ошибке признания части предмета за весь предмет и под конец вполне убеждаются, что изучение видимых свойств вещества, растений и животных и есть изучение самой жизни,
той жизни, которая, познается
человеком только в его сознании.
Ложная наука, взявшая за исходную точку отсталое представление о жизни, при котором не видно
то противоречие жизни человеческой, которое составляет главное ее свойство, — эта мнимая наука в своих последних выводах приходит к
тому, чего требует грубое большинство человечества, — к признанию возможности блага одной личной жизни, к признанию для
человека благом одного животного существования.
Ложная наука идет дальше даже требований грубой толпы, которым она хочет найти объяснение, — она приходит к утверждению
того, что с первого проблеска своего отвергает разумное сознание
человека, приходит к выводам о
том, что жизнь
человека, как и всякого животного, состоит в борьбе за существование личности, рода и вида.
Родится ребенок в нужде или роскоши и получает воспитание фарисейское или книжническое. Для ребенка, для юноши не существует еще противоречия жизни и вопроса о ней, и потому ни объяснение фарисеев, ни объяснение книжников не нужны ему и не могут руководить его жизнью. Он учится одним примером
людей, живущих вокруг него, и пример этот, и фарисеев и книжников, одинаков: и
те и другие живут только для блага личной жизни, и
тому же поучают и его.
Чем дольше живет и
тот и другой,
тем сильнее и сильнее всасывается в них царствующий взгляд
людей мира.