Другой разряд особенно распространенных в наше время рассуждений, при которых уже
совершенно теряется из вида единственный предмет познания,
такой: рассматривая человека, как предмет наблюдения, мы видим, говорят ученые, что он
так же питается, ростет, плодится, стареется и умирает, как и всякое животное: но некоторые явления — психические (
так они называют их) — мешают точности наблюдений, представляют слишком большую сложность, и потому, чтобы лучше понять человека, будем рассматривать его жизнь сперва в более простых проявлениях, подобных тем, которые мы видим в лишенных этой психической деятельности животных и растениях.
Совершенно справедливо то, что знание видимого нам проявления существования людей в истории может быть поучительно для нас; что точно
так же может быть поучительно для нас и изучение законов животной личности человека и других животных, и поучительно изучение тех законов, которым подчиняется само вещество.
Но люди — разумные существа, и не могут не видеть, что другие существа имеют
такую же любовь к своим и что потому эти чувства любви должны придти в столкновение и произвести нечто не благое, а
совершенно противное понятию любви.