Люди эти часто вовсе не знают учения Христа, не понимают его, часто не принимают, так же как и враги их, главной основы Христовой веры — непротивления злу, часто даже ненавидят Христа; но вся их вера в то, какова должна быть жизнь, почерпнута из учения Христа. Как бы ни гнали этих людей, как бы ни клеветали на них, но это — единственные люди, не покоряющиеся безропотно всему, что велят, и потому это — единственные люди нашего мира, живущие не животной, а
разумной жизнью, — единственные верующие люди.
Неточные совпадения
Стоит только понять раз, что это так, что всякая радость моя, всякая минута спокойствия при нашем устройстве
жизни покупается лишениями и страданиями тысяч, удерживаемых насилием; стоит раз понять это, чтобы понять, что свойственно всей природе человека, т. е. не одной животной, но и
разумной и животной природе человека; стоит только понять закон Христа во всем его значении, со всеми последствиями его для того, чтобы понять, что не учение Христа несвойственно человеческой природе, но всё оно только в том и состоит, чтобы откинуть несвойственное человеческой природе мечтательное учение людей о противлении злу, делающее их
жизнь несчастною.
Вместо того, чтобы считать прекрасным и законным то, чтобы всякий присягал и отдавал всё, что у него есть самого драгоценного, т. е. всю свою
жизнь, в волю сам не зная кого, я представил себе, что всем внушается то, что
разумная воля человека есть та высшая святыня, которую человек никому не может отдать, и что обещаться с клятвой кому-нибудь в чем-нибудь есть отречение от своего
разумного существа, есть поругание самой высшей святыни.
Разумная деятельность человека, с тех пор как есть человек, направлена к тому, чтобы найти, что̀ лучше из тех противоречий, которыми наполнена
жизнь и отдельного человека и всех людей вместе.
Та борьба между стремлением к
жизни животной и
жизни разумной, которая лежит в душе каждого человека и составляет сущность
жизни каждого, по этому учению совершенно устраняется.
Учение Христа в смысле улучшения
жизни людей своими
разумными силами неисполнимо потому, что Адам пал и мир лежит во зле, — говорит религия.
Извращение смысла
жизни извратило всю
разумную деятельность человека.
Сократ учил личному совершенствованию во имя разума, стоики
разумную свободу признают единой основой истинной
жизни.
Смерть, смерть, смерть каждую секунду ждет вас.
Жизнь ваша всегда совершается в виду смерти. Если вы трудитесь лично для себя в будущем, то вы сами знаете, что в будущем для вас одно — смерть. И эта смерть разрушает всё то, для чего вы трудились. Стало быть,
жизнь для себя не может иметь никакого смысла. Если есть
жизнь разумная, то она должна быть какая-нибудь другая, т. е. такая, цель которой не в
жизни для себя в будущем. Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить
жизни.
Если могут найтись люди, которые усомнятся в загробной
жизни и спасении, основанном на искуплении, то в спасении людей, всех и каждого отдельно, чрез указание неизбежной погибели личной
жизни и истинного пути спасения в слиянии своей воли с волею отца, не может быть сомнения. Пусть всякий
разумный человек спросит себя: что такое его
жизнь и смерть? И пусть придаст этой
жизни и смерти какой-нибудь другой смысл, кроме того, который указал Христос.
Вера, по учению Христа, зиждется на
разумном сознании смысла своей
жизни.
Ужасно сказать (но мне иногда кажется): не будь вовсе учения Христа с церковным учением, выросшим на нем, то те, которые теперь называются христианами, были бы гораздо ближе к учению Христа, т. е. к
разумному учению о благе
жизни, чем они теперь.
Но он никогда прямо не ответит на вопрос: почему он сам в своей
жизни не делает того, что считает
разумным?
Можно жить по учению мира, т. е. животною
жизнью, не признавая ничего выше и обязательнее предписаний существующей власти. Но кто живет так, не может же утверждать, что живет разумно. Прежде чем утверждать, что мы живем разумно, надо ответить на вопрос: какое учение о
жизни мы считаем
разумным? А у нас, несчастных, не только нет никакого такого учения, но потеряно даже и сознание в необходимости какого-нибудь
разумного учения о
жизни.
Понятие о законе, несомненно
разумном и по внутреннему сознанию обязательном для всех, до такой степени утрачено в нашем обществе, что существование у еврейского народа закона, определявшего всю их
жизнь, такого закона, который был обязателен не по принуждению, а по внутреннему сознанию каждого, считается исключительным свойством одного еврейского народа.
И такую-то
жизнь люди считают
разумной и не стыдятся ее!
Посмотрите, какая сложная, как будто
разумная, какая энергическая
жизнь кипит в европейском мире.
Была церковь, которая проводила
разумное учение Христа в
жизнь мира.
Не делайте только того, что делает теперь весь наш европейский мир: жить и не считать
разумным свою
жизнь, делать и не считать
разумными свои дела, не верить в свой разум, жить несогласно с ним.
По закону Христа учение о
жизни, вытекающее из той же метафизической основы, выражено в пяти заповедях,
разумных, благих и носящих в самих себе свой смысл и свое оправдание и обнимающих всю
жизнь людей.
И правила эти наверное дадут вам ответ на ваш вопрос, потому что они обнимают всю вашу
жизнь, и они ответят вам согласно с вашим разумом и вашей совестью. Если вы ближе к вере, чем к неверию, то, поступая таким образом, вы поступаете по воле бога; если вы ближе к свободомыслию, то вы, поступая так, поступаете по самым
разумным правилам, какие существуют в мире, в чем вы сами убедитесь, потому что правила Христа сами в себе несут свой смысл и свое оправдание.
Если существует еще мир зла, то он существует только как нечто мертвое, он живет только по инерции; — в нем нет уже основ
жизни. Его нет для верующего в заповеди Христа. Он побежден в
разумном сознании сына человеческого. Разбежавшийся поезд еще бежит по прямому направлению, но вся
разумная работа на нем делается уже давно для обратного направления.
Но мало того, что я верю в то, что я должен жить так, я верю, что если буду жить так, и только так, то
жизнь моя получит для меня единственно-возможный
разумный, радостный и не уничтожаемый смертью смысл.
Неточные совпадения
— Он был очень болен после того свидания с матерью, которое мы не пре-ду-смотрели, — сказал Алексей Александрович. — Мы боялись даже за его
жизнь. Но
разумное лечение и морские купанья летом исправили его здоровье, и теперь я по совету доктора отдал его в школу. Действительно, влияние товарищей оказало на него хорошее действие, и он совершенно здоров и учится хорошо.
Если и была причина, почему он предпочитал либеральное направление консервативному, какого держались тоже многие из его круга, то это произошло не оттого, чтоб он находил либеральное направление более
разумным, но потому, что оно подходило ближе к его образу
жизни.
При ней как-то смущался недобрый человек и немел, а добрый, даже самый застенчивый, мог разговориться с нею, как никогда в
жизни своей ни с кем, и — странный обман! — с первых минут разговора ему уже казалось, что где-то и когда-то он знал ее, что случилось это во дни какого-то незапамятного младенчества, в каком-то родном доме, веселым вечером, при радостных играх детской толпы, и надолго после того как-то становился ему скучным
разумный возраст человека.
— Да, — начал Базаров, — странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую
жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым
разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними.
— Н-да, так вот этот щедрословный человек внушал, конечно, «сейте
разумное, доброе» и прочее такое, да вдруг, знаете, женился на вдове одного адвоката, домовладелице, и тут, я вам скажу, в два года такой скучный стал, как будто и родился и всю
жизнь прожил в Орле.