Неточные совпадения
Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно-желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё
время службы. Пьер догадался по осторожному
движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
Несмотря на то, что еще не много
времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это
время. В выражении его лица, в
движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего
времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть
время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (
движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма.
Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к
движениям ножки m-lle Bourienne, которую он в это
время трогал своею ногой под фортепиано.
Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же
время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким
движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.
Как в часах результат сложного
движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное
движение стрелки, указывающей
время, так и результатом всех сложных человеческих
движений этих 160 000 русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. е. медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества.
Он ли вез, или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея
времени уже обсуждать того, к чему поведет это
движение.
Вейротер с
движением человека, слишком занятого для того, чтобы терять хоть одну минуту
времени, взглянул на Кутузова и, убедившись, что он спит, взял бумагу и громким однообразным тоном начал читать диспозицию будущего сражения под заглавием, которое он тоже прочел...
— Э, дурак, тьфу! — сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько
времени молчаливого
движения, и повторилась опять та же шутка.
Если с того
времени, как совершилось это
движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтоб это
движение было тому причиною.
Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее
движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве; для того, одним словом, чтоб удержать то блестящее положение, в котором находилось в то
время французское войско, казалось бы не нужно особенной гениальности.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого
движения, (как диким фигура вырезанная на носу корабля представлялась силою руководящею корабль), Наполеон во всё это
время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.
О той партии пленных, в которой был Пьер, во
время всего своего
движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения.
Невозможно это было во-первых потому, что, так как из опыта видно, что
движение колонн верстах на пяти в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись во-время в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности; как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Но, кроме того, со
времени выказавшихся в войсках утомления и огромной убыли, происходивших от быстроты
движения, еще другая причина представлялась Кутузову для замедления
движения войск и для выжидания.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как
движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
В десятилетний приготовительный период
времени, предшествующий большому
движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы.
Движение народов во
время крестовых походов объясняется ли изучением жизни Готфридов и Людовиков и их дам?
«Если беспрестанно переменяются стоящие во главе животныя и беспрестанно переменяются направления всего стада, то это происходит от того, что для достижения того направления, которое нам известно, животные передают свои воли тем животным, которые нам заметны, поэтому для того чтоб изучать
движение стàда, надо наблюдать всех заметных нам животных, идущих со всех сторон стàда». Так говорят историки третьего разряда, признающие выражениями своего
времени все исторические лица, от монархов до журналистов.
Но говоря о приказаниях — выражении воли людей, действующих во
времени и связанных между собой, мы, для того чтобы объяснить себе связь приказаний с событиями, должны восстановить 1) условие всего совершающегося: непрерывность
движения во
времени, как событий, так и приказывающего лица, и 2) условие необходимой связи, в которой находится приказывающее лицо с теми людьми, которые исполняют его приказание.
Только выражение воли Божества, независящее от
времени, может относиться к целому ряду событий, имеющему совершиться через несколько лет или столетий, и только Божество, ничем не вызванное, может определить, по одной своей воле, направление
движения человечества; человек же действует во
времени и сам участвует в событии.
То же самое мы увидим, следя момент за моментом, за
движением исторических лиц (т. е. восстановляя необходимое условие всего совершающегося — условие непрерывности
движения во
времени) и не упуская из виду необходимой связи исторических лиц с массами.
Души и свободы нет, потому что жизнь человека выражается мускульными
движениями, а мускульные
движения обусловливаются нервною деятельностью; души и свободы нет, потому что мы в неизвестный период
времени произошли от обезьян, — говорят, пишут и печатают они, вовсе и не подозревая того, что, тысячелетия тому назад, всеми религиями, всеми мыслителями не только признан, но никогда и не был отрицаем тот самый закон необходимости, который с таким старанием они стремятся доказать теперь физиологией и сравнительной зоологией.
Прошло
время, удержать которое было не в моей власти, и та рука, которую я тогда поднял, и тот воздух, в котором я тогда сделал то
движение, уже не тог воздух, который теперь окружает меня, и не та рука, которою я теперь не делаю
движения.
И так как
движение мое могло быть только одно, в один момент
времени, то оно и не могло быть другое.
Разум говорит: 1) Пространство со всеми формами, которые дает ему видимость его — материя — бесконечно и не может быть мыслимо иначе. 2)
Время есть бесконечное
движение без одного момента покоя, и оно не может быть мыслимо иначе. 3) Связь причин и последствий не имеет начала и не может иметь конца.
Для истории существуют линии
движения человеческих воль, один конец которых скрывается в неведомом, а на другом конце которых движется в пространстве, во
времени и в зависимости от причин сознание свободы людей в настоящем.
Как для астрономии трудность признания
движения земли состояла в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства неподвижности земли и такого же чувства
движения планет, так и для истории трудность признания подчиненности личности законам пространства,
времени и причин состоит в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства независимости своей личности.
Но, как в астрономии новое воззрение говорило: «правда, мы не чувствуем
движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же
движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам», так и в истории новое воззрение говорит: «правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира,
времени и причин, приходим к законам».