Цитаты со словом «священники»
В основе существования сельского
священника лежит та же мысль, как и у хозяйственного мужика: обеспечить себя и семью от вторжения нужды.
Впрочем, оговариваюсь: я говорю исключительно о
священнике бедного прихода, и притом держащемся старозаветных преданий, словом сказать, о священнике, не отказавшемся от личного сельскохозяйственного труда.
О
священниках новой формации я знаю очень мало, хотя слышал, что большинство их уже относится, например, к полеводству довольно холодно (отдают свой земельный участок в кортому).
Какой тип
священника лучше и любезнее для народа, это покажет время; но личные мои симпатии, несомненно, тянут к прежнему типу, и я очень рад, что он исчезает настолько медленно, что и теперь еще составляет большинство.
Поэтому все, что я скажу дальше о сельском
священнике, вполне применимо и к причетническому быту, но, разумеется, в удвоенной степени, потому что и нужда здесь двойная, и размеры обеспечивающих средств вдвое и втрое меньше.
Нужда сельского
священника значительно превышает нужду хозяйственного мужика.
Священник живет шире не потому, чтоб это была его прихоть, а по необходимости: поповская обстановка исстари так сложилась.
И
священник волей-неволей заказывает работнице самовар и подает угощенье.
Но что всего больше угнетает
священника — это дети.
Две трети этой земли (ежели нет дьякона) составляют долю
священника; остальная треть отдается двум причетникам.
Вот на этих-то двадцати двух десятинах и сосредоточивает
священник свои упования.
Десятин приблизительно двенадцать
священник распахивает да с четверть десятины уделяет под лен жене и дочерям.
В полеводстве
священник (назову его отцом Николаем) держится старой, трехпольной системы.
Хозяйственный
священник сам пашет и боронит, чередуясь с работником, ежели такой у него есть. В воспоминаниях моего детства неизгладимо запечатлелась фигура нашего старого батюшки, в белой рубашке навыпуск, с волосами, заплетенными в косичку. Он бодро напирает всей грудью на соху и понукает лошадь, и сряду около двух недель без отдыха проводит в этом тяжком труде, сменяя соху бороной. А заборонит — смотришь, через две недели опять или под овес запахивать нужно, или под озимь двоить.
При крепостном праве обратится, бывало,
священник к помещику:"Позвольте дня на два работничка", — тот и дает.
Впрочем, ежели церковный староста дружит с
священником, то иногда уговорит двух-трех особенно набожных прихожан — сам-четверт урвут часа по три собственной пашни и вспашут батюшке десятинку.
Такой помочи
священник особенно рад: ни «подносить», ни угощать помощников не нужно, на ласковом слове довольны.
Сенокос обыкновенно убирается помочью; но между этою помочью и тою, которую устраивает хозяйственный мужичок, существует громадная разница. Мужичок приглашает таких же хозяйственных мужиков-соседей, как он сам; работа у них кипит, потому что они взаимно друг с другом чередуются. Нынешнее воскресенье у него помочь; в следующий праздничный день он сам идет на помочь к соседу.
Священник обращается за помочью ко всему миру; все обещают, а назавтра добрая половила не явится.
Делать нечего, надо сбирать обед.
Священник и вся семья суетятся, потчуют. В кашу льется то же постное масло, во щи нарезывается та же солонина с запашком; но то, что сходит с рук своему брату, крестьянину, ставится священнику в укор."Работали до седьмого пота, а он гнилятиной кормит!"
Наконец обед кончен.
Священник с вымученной улыбкой говорит...
К половине сентября начинает сводить
священник полевые счеты и только вздрагивает от боли. Оказывается, что ежели отложить на семена, то останется ржи четвертей десять — двенадцать, да овса четвертей двадцать. Тут — и на собственное продовольствие, и на корм скоту, и на продажу.
Некоторые
священники пчелами занимаются, колод по двадцати, по тридцати держат.
Ежели нет такого старика, то и эта забота падает на долю
священника, мешая его полевым работам, потому что пчела капризна: как раз не усмотришь — и новый рой на глазах улетел.
Есть у
священника и еще подспорье — это сборы с прихожан натуральными произведениями.
Священник стоит с крестом в руках, а сбоку, на столике, лукошко, наполняемое яйцами.
И у причетников по лукошку, и у детей
священника и причетников — каждого оделяют: кто одно, кто два яйца положит.
Другое подспорье — поминальные пироги и блины. И от них уделяется часть
священнику и церковному причту. Недаром сложилась пословица: поповское брюхо, что бёрдо, всё мнет. Горькая эта пословица, обидная, а делать нечего: из песни слова не выкинешь.
Третье, и самое значительное, подспорье — новь. Около Воздвиженья
священник ездит по приходу в телеге и собирает новую рожь и овес. Кто насыплет в мешок того и другого по гарнцу, а кто — и на два расщедрится. Следом за батюшкой является и матушка — ей тоже по горсточке льняного семени кинут.
Как и хозяйственный мужичок,
священник на круглый год запасается с осени. В это время весь его домашний обиход определяется вполне точно. Что успел наготовить и собрать к Покрову — больше этого не будет. В это же время и покупной запас можно дешевле купить: и в городе и по деревням — всего в изобилии. Упустишь минуту, когда, например, крупа или пшеничная мука на пятак за пуд дешевле, — кайся потом весь год.
Питается
священник в своей семье совершенно так же, как и хозяйственный мужичок.
Однако хозяйственный мужичок позволяет себе думать о"полной чаше", и нередко даже достигает ее, а
священнику никогда и на мысль представление о"полной чаше"не приходит. Единственное, чего он добивается, это свести у года концы с концами. И вполне доволен, ежели это ему удастся.
Как ни просто держит себя
священник, все же он не свой брат, — без нужды мужик к нему не пойдет.
Священник мечтает о другом приходе, где больше доходов, но мечты его сбываются редко.
Выглянет солнышко — деревня оживет.
Священник со всею семьей спешит возить снопы, складывать их в скирды и начинает молотить. И все-таки оказывается, что дожди свое дело сделали; и зерно вышло легкое, и меньше его. На целых двадцать пять процентов урожай вышел меньше против прошлогоднего.
Священник начинает плохо разбирать печатное; рука его еле держит потир; о тяжелых полевых работах он и не помышляет.
Наконец грозная минута настала: старик отчислен заштат. Приезжает молодой
священник, для которого, в свою очередь, начинается сказка об изнурительном жизнестроительстве. На вырученные деньги за старый дом заштатный священник ставит себе нечто вроде сторожки и удаляется в нее, питаясь крохами, падающими со скудной трапезы своего заместителя, ежели последний, по доброте сердца или по добровольно принятому обязательству, соглашается что-нибудь уделить.
Зимой ему посвободнее. Но и тут он нашел себе занятие: ябеды пишет. Доносит на
священника, что он в такой-то царский день молебна не служил; на Анпетова — что он своим примером в смущение приводит; на сельского старосту — что он, будучи вызван в воскресенье к исправнику, так отважно выразился, что даже миряне потупили очи.
Подобно хозяйственному мужику, сельскому
священнику и помещику, мироед всю жизнь колотится около крох, не чувствуя под ногами иной почвы и не усматривая впереди ничего, кроме крох. Всех одинаково обступили мелочи, все одинаково в них одних видят обеспечение против угроз завтрашнего дня. Но поэтому-то именно мелочи, на общепринятом языке, и называются «делом», а все остальное — мечтанием, угрозою…
Священник Карминов приходил на урок в муаровой рясе.
Потом перецеловалась со всею прислугой, разговелась, выслушала славление сельского
священника и, усталая, легла отдохнуть.
За строгим соблюдением программы, в особенности в смысле ее нерасширения, наблюдал местный
священник; попечителем школы состоял сельский староста, а высший надзор был предоставлен помещику, который постоянно жил за границей, но изредка наведывался и в усадьбу.
Насчет продовольствия она справилась, как жила ее предшественница, и получила ответ, что последняя ходила обедать к
священнику за небольшую плату, а дома только чай держала.
Священник и ее охотно согласился взять на хлеба.
Священник был старозаветный, добрый; попадья у него была тоже добрая.
Днем будет заниматься с учениками, вечером — готовиться к будущему дню или проводить время в семье
священника, который получал от соседнего управляющего газеты и охотно делился с нею.
— А я, признаться, посетовала на вас, — сказала она
священнику за обедом, — что бы вам стоило на первый раз придти поддержать меня!
Он явился в сопровождении члена училищного совета,
священника и старосты.
Только школьный сторож выказал к ней участие. Когда она, бледная и еле живая, воротилась от
священника домой, он сказал...
Об этом Лидочку известил сельский
священник, спрашивая, как поступить с господским домом, который совсем разваливается, и с Фокой и с Филанидушкой, которые остались ни при чем.
Громко раздавались под сводами возгласы
священника и унылое пение тенориста-пономаря.
Неточные совпадения
У дочери-невесты платья подошли, а поблизости, у соседа-священника, скоро свадьбу играть будут; ежели не ехать — люди осудят, а ежели ехать — надо и самому приформиться, и семью обшить.
Цитаты из русской классики со словом «священники»
Ассоциации к слову «священник»
Синонимы к слову «священник»
Предложения со словом «священник»
- Затем он стал священником католической церкви – и теперь мог поддерживать себя, служа обедни.
- Большинство местных приходских священников имели скромное происхождение и вели жизнь, очень похожую на жизнь крестьян, которым они служили.
- – Никак не пойму, что такое парадокс, – задумчиво сказал священник.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «священник»
Какими бывают «священники»
Значение слова «священник»
СВЯЩЕ́ННИК, -а, м. Духовное звание (сан) в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом, а также лицо, носящее это звание. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СВЯЩЕННИК
Афоризмы русских писателей со словом «священник»
- Писатель в России, в отличие от других стран, занимает всегда особое место. К нему относятся с большим уважением, но и требуют от него многого. Он там вроде как священник, и доктор, и даже капитан. То есть в случае чего с корабля он должен сходить одним из последних.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно