Общество изначально смиряет, обуздывает, дисциплинирует инстинкты человека, и потом то, что оно вложило в человека
для его
обуздания, превращается в хаотические инстинкты на более высоких ступенях нравственного сознания.
Эта, окончившаяся пагубно и
для Новгорода, и
для самого грозного опричника, затея была рассчитана, во-первых,
для сведения старых счетов «царского любимца» с новгородским архиепископом Пименом, которого, если не забыл читатель, Григорий Лукьянович считал укрывателем своего непокорного сына Максима, а во-вторых,
для того, чтобы открытием мнимого важного заговора доказать необходимость жестокости
для обуздания предателей, будто бы единомышленников князя Владимира Андреевича, и тем успокоить просыпавшуюся по временам, в светлые промежутки гнетущей болезни, совесть царя, несомненно видевшего глубокую скорбь народа по поводу смерти близкого царского родича от руки его венценосца, — скорбь скорее не о жертве, неповинно, как были убеждены и почти открыто высказывали современники, принявшей мученическую кончину, а о палаче, перешедшем, казалось, предел возможной человеческой жестокости.
— Общество подумает, что ты кутил, отдавая дань молодости, а деспот-отец принял одну из мер, практикуемую среди купечества
для обуздания непокорных детищ… Впрочем, общество завтра позабудет эту публикацию.