Неточные совпадения
Один из их
атаманов, по имени Гугня, первый преступил жестокий закон, пощадив молодую жену, и
казаки, по примеру
атамана, покорились игу семейственной жизни.
Совершенное равенство прав;
атаманы и старшины, избираемые народом, временные исполнители народных постановлений; круги, или совещания, где каждый
казак имел свободный голос и где все общественные дела решены были большинством голосов; никаких письменных постановлений; в куль да в воду — за измену, трусость, убийство и воровство: таковы главные черты сего управления.
Петр Великий принял первые меры для введения яицких
казаков в общую систему государственного управления. В 1720 году яицкое войско отдано было в ведомство Военной коллегии.
Казаки возмутились, сожгли свой городок с намерением бежать в киргизские степи, но были жестоко усмирены полковником Захаровым. Сделана была им перепись, определена служба и назначено жалованье. Государь сам назначил войскового
атамана.
Тому благоприятствовали возникшие раздоры между войсковым
атаманом Меркурьевым и войсковым старшиною Логиновым и разделение через то
казаков на две стороны: Атаманскую и Логиновскую, или народную.
«Сие последнее известие основано им на предании, полученном в 1748 году от яикского войскового
атамана Ильи Меркурьева, которого отец, Григорий, был также войсковым
атаманом, жил сто лет, умер в 1741 году и слышал в молодости от столетней же бабки своей, что она, будучи лет двадцати от роду, знала очень старую татарку, по имени Гугниху, рассказывавшую ей следующее: «Во время Тамерлана один донской
казак, по имени Василий Гугна, с 30 человеками товарищей из
казаков же и одним татарином, удалился с Дона для грабежей на восток, сделал лодки, пустился на оных в Каспийское море, дошел до устья Урала и, найдя окрестности оного необитаемыми, поселился в них.
Трех братьев сих
казаки побили, а ее, Гугниху, взяли в плен и подарили своему
атаману».
Передовые
казаки, увидевши их, подумали, что то еще калмыцкие гулебщики роют ямы, и сказали о том Шаме, своему
атаману, и потом все из обозу поскакали за ними.
Калмыки от
казаков во всю силу побежали на те самые места, где было скрытное калмыцкое войско, и так их навели на калмык, которые все вдруг на них,
казаков, ударили и, помянутого
атамана с несколькими
казаками захватя, удержали у себя одного
атамана для сего токмо, дабы тем удержанием прежде захваченных ими калмык высвободить; ибо, прочих отпустя, требовали оных своих калмычат к себе обратно; но наказной
атаман ответствовал, что у них
атаманов много, а без вожей им пробыть нельзя, и с тем далее в путь свой отправились; токмо на то место, где прежде с
атаманом Нечаем
казаки чрез горловину Сыр-Дарьи переправлялись, не потрафили, но, прошибшись выше, угодили к Аральскому морю, где у них провианта не стало.
Вот что пишет г. Левшин о казацких кругах: «Коль скоро, бывало, получится какой-нибудь указ или случится какое-нибудь общее войсковое дело, то на колокольне соборной церкви бьют сполох, или повестку, дабы все
казаки сходились на сборное место к войсковой избе, или приказу (что ныне канцелярия войсковая), где ожидает их войсковой
атаман.
Когда соберется довольно много народа, то
атаман выходит к оному из избы на крыльцо с серебряною позолоченною булавою; за ним с жезлами в руках есаулы, которые тотчас идут в средину собрания, кладут жезлы и шапки на землю, читают молитву и кланяются сперва
атаману, а потом на все стороны окружающим их
казакам.
«Образ багренья таков: в назначенный день и час являются на Урал
атаман багренья (всякий раз назначаемый канцеляриею из штаб-офицеров) и все имеющие право багрить
казаки, всякий в маленьких одиночных санках в одну лошадь, с пешнею, лопатою и несколькими баграми, коих железные острия лежат на гужах хомута, у оглобли, а деревянные составные шесты, длиною в 3, 4, иногда в 12 сажен, тащатся по снегу.
Прибыв на сборное место, становятся впереди
атаман и около его несколько конных
казаков для соблюдения порядка; а за ним рядами все выехавшие багрить.
Для нее, так, как и для всех прочих промыслов, назначается день, и збирается
атаман и дается ему пушка, по выстрелу из которой все собравшиеся на промысел
казаки пускаются с места в маленьких бударах, не помещающих в себе более одного человека, и каждый начинает выкидывать определенной длины сеть свою.
Когда на одном месте выловят всю рыбу, то опять собираются туда, где
атаман, и едут далее до следующего рубежа, или, говоря языком
казаков, делают другой удар.
Во время же плавни хотел он явиться посреди
казаков, связать
атамана, идти прямо на Яицкий городок, овладеть им и учредить заставы по всем дорогам, дабы никуда преждевременно не дошло о нем известия.
Верный своему долгу,
атаман думал супротивляться; но
казаки связали его и приняли Пугачева с колокольным звоном и с хлебом-солью.
Пугачев повесил
атамана, три дня праздновал победу и, взяв с собою всех илецких
казаков и городские пушки, пошел на крепость Рассыпную.
Какой он
атаман, коли место свое покинул?“ — После обеда, пьяный, он велел было казнить хозяина; но бывшие при нем
казаки упросили его; старик был только закован и посажен на одну ночь в станичную избу под караул.
Тут он получил от двух илецких
казаков, приведенных сакмарским
атаманом, известие о разбитии Кара и о взятии ста семидесяти гренадер.
Бердская казачья слобода, при реке Сакмаре. Она обнесена была оплотом и рогатками. По углам были батареи. Дворов в ней было до двухсот. Жалованных
казаков считалось до ста. Они имели своего
атамана и особых старшин.
8. 773 года, в великом посту, тот муж ее тайным образом пришел к хуторскому их дому вечером под окошко, которого она и пустила; но того ж самого часа объявила
казакам, а они, взявши его, повели к станичному
атаману, а он-де отправил в Верхнюю Чирскую станицу к старшине, но о имени его не упомнит, а оттуда в Черкасский; но не довезя, однако ж, до оного, в Цымлянской станице бежал и потому, где теперь находится, не ведает.
9. Во время ж той мужа ее поимки сказывал он
атаману и на сборе всем
казакам, что был в Моздоке, но что делал, потому ж не знает.
Прилагаю не менее любопытное извлечение из показания бывшего в 1771 году Зимовейской станицы
атаманом отставного
казака Трофима Фомина...
Неточные совпадения
— Великий государь! — сказал он, приблизившись к ступеням престола, — казацкий твой
атаман Ермак Тимофеев, вместе со всеми твоими опальными волжскими
казаками, осужденными твоею царскою милостью на смерть, старались заслужить свои вины и бьют тебе челом новым царством. Прибавь, великий государь, к завоеванным тобою царствам Казанскому и Астраханскому еще и это Сибирское, доколе всевышний благоволит стоять миру!
Рядом со мной старый бурлак, седой и почему-то безухий, тихо рассказывал сказку об
атамане Рукше, который с бурлаками и
казаками персидскую землю завоевал… Кто это завоевал? Кто этот Рукша? Уж не Стенька ли Разин? Рукша тоже персидскую царевну увез.
— Да, — продолжал спокойно прохожий, — я приписан в Запорожской Сечи к Незамановскому куреню и без хвастовства скажу, не из последних
казаков. Мой родной брат — куренной
атаман, а дядя был кошевым.
— Да, делать нечего. Гетман Хоткевич должен быть уже под Москвою, и если нижегородские разбойники с
атаманом своим, Пожарским, и есаулом его, мясником Сухоруковым, и подоспеют на помощь к князю Трубецкому, то все ему несдобровать: Заруцкий с своими
казаками и рук не отведут; так рассуди сам: какой я добьюсь чести, если во все это время просижу здесь на хуторе, как медведь в своей берлоге?
Из ставки начальника прибежал было с приказаниями завоеводчик; но
атаманы отвечали в один голос: «Не слушаемся! идем помогать нижегородцам! Ради нелюбви вашей Московскому государству и ратным людям пагуба становится», — и, не слушая угроз присланного чиновника, переправились с своими
казаками за Москву-реку и поскакали в провожании Кирши на Девичье поле, где несколько уже минут кровопролитный бой кипел сильнее прежнего.