Цитаты со словом «артемия»
— Экий девушник! — молвил на то, лукаво усмехнувшись, лесник
Артемий. — А не знаешь разве, что за девок-то вашему брату ноги колом ломают?
— То-то, то-то, Захар Игнатьич, гляди в оба… Знаем мы кое-что… Слыхали! — сказал
Артемий.
— То и говорю, что высоко камешки кидаешь, — ответил
Артемий. — Тут вашему брату не то что руки-ноги переломают, а пожалуй, в город на ставку свезут. Забыл аль нет, что Паранькин дядя в головах сидит? — сказал Артемий.
— Нешто лесной аль исправник, — отозвался
Артемий.
— Мудрости Господни! — молвил в раздумье Патап Максимыч. Проговорив это, вдруг увидел он, что лесник
Артемий, присев на корточки перед тепленкой и вынув уголек, положил его в носогрейку [Трубка, большею частью корневая, выложенная внутри жестью, на коротеньком деревянном чубучке.] и закурил свой тютюн. За ним Захар, потом другие, и вот все лесники, кроме Онуфрия да Петряя, усевшись вкруг огонька, задымили трубки.
Артемий слез и объявил, что саням надо бы пройти, потому отводы невеликие, а волочки непременно надо долой.
— Все хорошо дорогу знают, — отвечал дядя Онуфрий. — А вот
Артемий, я тебе, ваше степенство, и даве сказывал, лучше других знает, потому что недавно тут проезжал.
— Так пущай
Артемий с нами и поедет, — решил Патап Максимыч.
— Так ведь и
Артемий тут же будет? — с досадой спросил Патап Максимыч.
Своротили лесники. Долго они аукались и перекликались с Артемьем и Петряем. Впереди Патапа Максимыча ехал на дровешках дядя Онуфрий, Петряй присоединился к храпевшему во всю ивановскую Дюкову,
Артемий примостился на облучке пошевней, в которых лежал Патап Максимыч и спал, по-видимому, богатырским сном паломник Стуколов.
— Артель! — молвил
Артемий. — Без того нельзя, чтоб не погалдеть… Сколько голов, столько умов… Да еще каждый норовит по-своему. Как же не галдеть-то?
— Нельзя того, господин купец, — отвечал
Артемий. — Другим станет обидно. Ведь это, пожалуй, на ту же стать пойдет, как по другим местам, где на хозяев из-за ряженой платы работают…
— Обидно этак-то, господин купец, — отвечал
Артемий. — Пожалуй, вот хоть нашего дядю Онуфрия взять… Такого артельного хозяина днем с огнем не сыскать… Обо всем старанье держит, обо всякой малости печется, душа-человек: прямой, правдивый и по всему надежный. А дай-ка ты ему волю, тотчас величаться зачнет, потому человек, не ангел. Да хоша и по правде станет поступать, все уж ему такой веры не будет и слушаться его, как теперь, не станут. Нельзя, потому что артель суймом держится.
— В деревне свои порядки, артель только в лесах, — отвечал
Артемий.
— После Евдокии-плющихи, как домой воротимся, — отвечал
Артемий. — У хозяина кажда малость на счету… Оттого и выбираем грамотного, чтоб умел счет записать… Да вот беда — грамотных-то маловато у нас; зачастую такого выбираем, чтоб хоть бирки-то умел хорошо резать. По этим биркам аль по записям и живет у нас расчет. Сколько кто харчей из дома на зиму привез, сколько кто овса на лошадей, другого прочего — все ставим в цену. Получим заработки, поровну делим. На Страшной и деньги по рукам.
— Мало, — отвечал
Артемий. — Там уж не такая работа. Почитай, и выгоды нет никакой… Как можно с артелью сравнять! В артели всем лучше: и сытней, и теплей, и прибыльней. Опять завсегда на людях… Артелью лесовать не в пример веселей, чем бродить одиночкой аль в двойниках.
— Как не ходить? И летом ходим, — отвечал
Артемий. — Вдаль, однако, не пускаемся, все больше по раменям… Бересту дерем, луб. Да уж это иная работа: тут жизнь бедовая, комары больно одолевают.
А то ходят еще летней порой в леса золото копать, — прибавил
Артемий.
— Так же… золота да серебра по нашим лесам много лежит, — отвечал
Артемий. — Записи такие есть, где надо искать… Хаживал и я.
— Не дается, — отвечал
Артемий.
— Так же и не дается. Слова такого не знаю… Вещбы [Вещба — тайное слово и тайный обряд, употребляемые при заговорах, рытье кладов, ворожбе и т. п.] не знаю, — отвечал
Артемий.
— Про клады говорю, — отвечал
Артемий. — По нашим лесам кладов много зарыто. Издалека люди приходят клады копать…
— Ну, рассказывай, какие у вас тут клады, — через несколько времени сказал он, обращаясь к
Артемию.
— Всякие клады тут лежат, — отвечал
Артемий.
— А как же, — отвечал
Артемий. — Есть клады, самим Господом положенные, — те даются человеку, кого Бог благословит… А где, в котором месте, те Божьи клады положены, никому не ведомо. Кому Господь захочет богатство даровать, тому тайну свою и откроет. А иные клады людьми положены, и к ним приставлена темная сила. Об этих кладах записи есть: там прописано, где клад зарыт, каким видом является и каким зароком положен… Эти клады страшные…
— Кровь на них, — отвечал
Артемий. — С бою богатство было брато, кровью омыто, много душ христианских за ту казну в стары годы загублено.
— Давно… — сказал
Артемий. — Еще в те поры, как купцами да боярами посконна рубаха владала.
— В казачьи времена, — степенно отвечал
Артемий.
— Разве не слыхивал? — сказал
Артемий.
— Была, господин купец. Не спорь — правду сказываю, — отвечал
Артемий.
— Можно, господин купец, потому что «сказка — складка, а песня — быль», — ответил
Артемий. — А ты слушай, что я про здешню старину тебе рассказывать стану: занятное дело, коли не знаешь.
— Голытьба в стары годы по лесам жила, жила голытьба и промеж полей, — начал
Артемий.
— По-вашему, разбойники, по-нашему, есаулы-молодцы да вольные казаки, — бойко ответил
Артемий, с удальством тряхнув головой и сверкнув черными глазами. — Спеть, что ли, господин купец? — спросил Артемий. — Словами не расскажешь.
Запел
Артемий одну из разинских песен, их так много сохраняется в Поволжье...
— Наша реченька, голубушка!.. — с любовью молвил
Артемий, прервав песню.
Громче прежнего свистнул
Артемий и, тряхнув головою, запел...
— Вишь, и девки в те поры пророчили! — сказал
Артемий, оборотясь к Патапу Максимычу.
Тут пошевни заехали в такую чащу, что ни вбок, ни вперед. Мигом выскочили лесники и работники и в пять топоров стали тяпать еловые сучья и лапы. С полчаса провозились, покаместь не прорубили свободной просеки.
Артемий опять присел на облучке саней Патапа Максимыча.
— Про клады-то! — отозвался
Артемий.
— По разным местам, — отвечал
Артемий.
— Где дорыться!.. Есаулы-то с зароком казну хоронили, — отвечал
Артемий. — Надо слово знать, вещбу такую… Кто вещбу знает, молви только ее, клад-от сам выйдет наружу… А в том месте важный клад положон. Если достался, внукам бы, правнукам не прожить… Двенадцать бочек золотой казны на серебряных цепях да пушка золотая.
— Верно тебе говорю, — решительно сказал
Артемий.
— Известно что, — отвечал
Артемий. — Зачал из золотой пушки палить да вещбу говорить — бусурманское царство ему и покорилось. Молодцы-есаулы крещеный полон на Русь вывезли, а всякого добра бусурманского столько набрали, что в лодках и положить было некуда: много в воду его пометали. Самого царя бусурманского Стенька Разин на кол посадил, а дочь его, царевну, в полюбовницы взял. Дошлый казак был, до девок охоч.
— Эту самую, — сказал
Артемий. — Когда атаман воротился на Русскую землю, привез он ту пушку с жеребьями да с ядрами в наши леса и зарыл ее в большой зимнице меж Коня и Жеребенка. Записи такие есть.
— Экой ты, господин купец! — отвечал
Артемий. — Мало знать, где клад положон, надо знать, как взять его… Да как и владеть-то им, тоже надо знать…
— Это дело мудренее, чем клад достать, — отвечал
Артемий.
— Как же не кладет? — возразил
Артемий. — Зарывает!.. Господь в землю и золото, серебро, и всяки дорогие камни тайной силой своей зарывает. То и есть Божий клад… Золото ведь из земли же роют, а кто его туда положил?.. Вестимо — Бог.
— Когда Господь поволит мать сыру-землю наградить, — продолжал
Артемий, — пошлет он ангела небесного на солнце и велит ему иверень [Иверень — осколок, черепок, небольшая отбитая часть от какой-нибудь вещи.] от солнца отщербить [Отщербить — отбить, отломить, говоря о посуде и вообще о хрупкой вещи.] и вложить его в громовую тучу…
— Не во всяку тучу Богом золото кладется, — ответил
Артемий, — а только в ту, в котору его святой воле угодно.
— Господь да небесные ангелы знают, где она выпала. И люди, которым Бог благословит, находят такие места. По тем местам и роют золото, — отвечал
Артемий. — В Сибири, сказывают, много таких местов…
Цитаты из русской классики со словом «артемия»
«Не барин, а отец родной! — говорили служители об
Артемии Петровиче, — мы живем за ним, как у Христа за пазушкой».
Раз-бестия
Артемий! — прибавил к наставлению пан дьяк: — мог бы по случаю скончания родителя расщедриться и угобзитися на целый пятидесятый псалом, но заплатил только на символ".
— От огрызной болезни — великомученику
Артемию, — вычитывал Ахилла, заломив тем же способом второй палец.
— От огрызной болезни — великомученику
Артемию, — вычитывал Ахилла, заломив тем же способом второй палец.
— Что это за диковина,
Артемий? — сказал Захар и ему. — Барин гулять прогнал и на пиво дал…
Синонимы к слову «артемия»
Синонимы к слову «Артемия»
Предложения со словом «артемия»
- Личинку и малька кормят «живой» водой, потом артемией, и т. д.
- Артемия судил церковный собор 1553 г.
- Моя дочка купила коробку в детском магазине с сушёными яйцами артемии(Artemia salina).
- (все предложения)
Дополнительно