Цитаты со словом «юрий»
Область
поиска
«Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (Загоскин М. Н., 1829)по всей классике
— Прогневали мы господа бога,
Юрий Дмитрич! Не дает нам весны. Да и в пору мы выехали! Я говорил тебе, что будет погода. Вчера мы проехали верст шестьдесят, так могли б сегодня отдохнуть. Вот уж седьмой день, как мы из Москвы, а скоро ли доедем — бог весть!
— Вот то-то и беда! Ну,
Юрий Дмитрич, что нам теперь делать?
— Как,
Юрий Дмитрич! чтоб я, твой верный слуга, тебя покинул? Да на то ли я вскормлен отцом и матерью? Нет, родимый, если ты не можешь идти, так и я не тронусь с места!
— Хотя б на часок затих этот окаянный ветер! — вскричал он с нетерпением. — Мне показалось, что налево от нас… Чу, слышишь,
Юрий Дмитрич?
— В самом деле, — сказал
Юрий, приподнимаясь на ноги, — кажется, там лает собака…
— Кажется, недалеко отсюда, — сказал
Юрий, — я слышу очень ясно…
— Ах, боже мой! — сказал
Юрий. — Несчастный, он замерз! — Забыв собственную опасность, Юрий наклонился заботливо над прохожим и старался привести его в чувство.
— Полно реветь, Алексей, — сказал
Юрий, — поди сюда… Этот бедняк еще жив, он спит, и если нам удастся разбудить его…
— Дорога? Постой, боярин… в самом деле… Слава богу! Ну,
Юрий Дмитрич, сядем на коней, мешкать нечего.
— Нет, я попытаюсь спасти его, — сказал
Юрий, стараясь привести в чувство полузамерзшего незнакомца.
Минуты две прошло в бесплодных стараниях; наконец прохожий очнулся, приподнял голову и сказал несколько невнятных слов.
Юрий, при помощи Алексея, поставил его на ноги, но он не мог на них держаться.
— Ну, видишь,
Юрий Дмитрич, — сказал Алексей, — нам с ним делать нечего! поедем. Из первой деревни мы вышлем за ним сани.
— Да послушай,
Юрий Дмитрич: за тебя я готов в огонь и воду — ты мой боярин, а умирать за всякого прохожего не хочу; дело другое отслужить по нем панихиду, пожалуй!..
— Посмотри, боярин, — сказал Алексей, — он чуть жив, а каким молодцом сидит на коне: видно, что ездок!.. Ого, да он начал пошевеливаться! Тише, брат, тише! Мой Серко и так устал. Однако ж,
Юрий Дмитрич, или мы поразогрелись, или погода становится теплее.
— Откуда ты? — спросил
Юрий. — И куда пробираешься?
— Как же ты попал в здешнюю сторону? — спросил с любопытством
Юрий.
— Сюда,
Юрий Дмитрич, сюда! Вот и плетень! Тише, боярин, тише! околица должна быть левее — здесь. Ну, слава тебе господи! — продолжал он, отворяя ворота. — Доехали!.. и вовремя: слышишь ли, как опять завыл ветер? Да пусть теперь бушует, как хочет; нам и горюшки мало: в избе не озябнем.
— А разве мы одни теперь в дороге? — сказал
Юрий, глядя с беспокойством на ужасный вихрь, который снова свирепствовал в поле.
Ворота заскрипели, громкий незнакомый лай, на который Жучка отвечала робким ворчаньем, раздался на дворе, и через минуту
Юрий вместе с Киршею вошли в избу.
— Хлеб да соль, добрые люди! — сказал
Юрий, помолясь иконам.
Скинув верхнее платье,
Юрий остался в малиновом, обшитом галунами полукафтанье; к шелковому кушаку привешена была польская сабля; а через плечо на серебряной цепочке висел длинный турецкий пистолет.
— Спасибо, добрый человек! — сказал
Юрий. — Я больно прозяб и лягу отогреться на печь.
— Слушай, товарищ! — сказал
Юрий с приметным неудовольствием. — Я до ссор не охотник, так скажу наперед: думай что хочешь о польском королевиче, а вслух не говори.
— Его ожидают, — отвечал
Юрий отрывисто.
Юрий приметным образом смутился.
— Я повторяю еще, — сказал
Юрий, не обращая никакого внимания на слова земского, — что вся Москва присягнула королевичу; он один может прекратить бедствие злосчастной нашей родины, и если сдержит свое обещание, то я первый готов положить за него мою голову. Но тот, — прибавил он, взглянув с презрением на земского, — тот, кто радуется, что мы для спасения отечества должны были избрать себе царя среди иноплеменных, тот не русский, не православный и даже — хуже некрещеного татарина!
Молчаливый незнакомец с живостию протянул свою руку Юрию; глаза его, устремленные на юношу, блистали удовольствием. Он хотел что-то сказать; но
Юрий, не заметив этого движения, отошел от стола, взобрался на печь и, разостлав свой широкий охабень, лег отдохнуть.
Это напомнило Алексею, что барин его также еще не ужинал; но, видя, что
Юрий спит крепким сном, он не решился будить его.
Пока Алексей будил Юрия и объявлял ему о насильственном завладении гуся, поляк, сняв шапку, расположился спокойно ужинать.
Юрий слез с печи, спрятал за пазуху пистолет и, отдав потихоньку приказание Алексею, который в ту же минуту вышел из избы, подошел к столу.
Поляк, не переставая есть, кивнул головою и показал молча на скамью;
Юрий сел на другом конце стола и, помолчав несколько времени, спросил: по вкусу ли ему жареный гусь?
— Да! всего, — повторил
Юрий, вынимая пистолет. — Прошу покорно: принялся есть, так ешь!
Быстрым движением руки
Юрий, подвинув вперед стол, притиснул к стене поляка и, обернувшись назад, закричал казакам...
— Слушайте, товарищи! — продолжал
Юрий. — Если кто из вас тронется с места, пошевелит одним пальцем, то я в тот же миг размозжу ему голову. А ты, ясновельможный, прикажи им выйти вон, я угощаю одного тебя. Ну, что ж ты молчишь?.. Слушай, поляк! Я никогда не божился понапрасну; а теперь побожусь, что ты не успеешь перекреститься, если они сейчас не выйдут. Долго ль мне дожидаться? — прибавил он, направляя дуло пистолета прямо в лоб поляку.
— Теперь, Кирша, — сказал
Юрий, — между тем как я стану угощать дорогого гостя, возьми свою винтовку и посматривай, чтоб эти молодцы не воротились. Ну, пан, прошу покорно! Да поторапливайся: мне некогда дожидаться.
Поляк, не отвечая ни слова, принялся есть, а
Юрий, не переменяя положения, продолжал его потчевать. Бедный пан спешил глотать целыми кусками, давился. Несколько раз принимался он просить помилования; но Юрий оставался непреклонным, и умоляющий взор поляка встречал всякий раз роковое дуло пистолета, взведенный курок и грозный взгляд, в котором он ясно читал свой смертный приговор.
— И, кстати ли! — прервал
Юрий. — Угощать так угощать! Там в печи должен быть пирог. Кирша, подай-ка его сюда.
Меж тем поляк успел выдраться из-за стола и пробирался к дверям.
Юрий остановил его.
— Мы поедем шагом, — сказал
Юрий, — так ты успеешь нас догнать. Прощай, пан, — продолжал он, обращаясь к поляку, который, не смея пошевелиться, сидел смирнехонько на лавке. — Вперед знай, что не все москали сносят спокойно обиды и что есть много русских, которые, уважая храброго иноземца, не попустят никакому забияке, хотя бы он был и поляк, ругаться над собою А всего лучше вспоминай почаще о жареном гусе. До зобаченья, ясновельможный пан!
Дорога, по которой ехал
Юрий в сопровождении верного слуги своего, извиваясь с полверсты по берегу Волги, вдруг круто повернула налево, и прямо против них дремучий бор, как черная бесконечная полоса, обрисовался на пламенеющем востоке.
Алексей несколько раз начинал говорить с своим господином; но
Юрий не отвечал ни слова.
— Мы едем в тени, — отвечал
Юрий. — Вот там, кажется, поворот, и нам будет ехать светлее.
— И теплее, боярин; а здесь так ветром насквозь и прохватывает. Ну,
Юрий Дмитрич, — продолжал Алексей, радуясь, что господин его начал с ним разговаривать, — лихо же ты отделал этого похвальбишку поляка! Вот что называется — угостить по-русски! Чай, ему недели две есть не захочется. Однако ж, боярин, как мы выезжали из деревни, так в уши мне наносило что-то неладное, и не будь я Алексей Бурнаш, если теперь вся деревушка не набита конными поляками.
— Что такое? — спросил
Юрий, как будто пробудясь от сна.
— Нет,
Юрий Дмитрич! Я видел клячу, которую продавал ему хозяин постоялого двора: на ней далеко не ускачешь. Глядь-ка сюда, боярин, видишь — чернеется вдали? Какой это Кирша! Словно птица летит.
Всадник, который действительно с необычайной быстротою приближался к нашим путешественникам, выскакал на небольшую поляну, и солнечный луч отразился на лице его.
Юрий тотчас узнал в нем запорожца, который, припав к седельной луке, вихрем мчался по дороге.
— Чего ж ты боишься? — сказал
Юрий. — Когда поляки узнают, кто я…
— Оно так,
Юрий Дмитрич, но пока ты будешь им толковать, что едешь с грамотой пана Гонсевского, они успеют подстрелить нас обоих: у поляков расправа короткая.
— Да что тут растабарывать! Не погневайся, боярин, — сказал Кирша, ударив нагайкою лошадь, на которой сидел
Юрий. Лихой конь взвился на дыбы и, как из лука стрела, помчался вдоль дороги.
— И,
Юрий Дмитрич! он детина проворный… Да и как поймать его в таком дремучем лесу?
Цитаты из русской классики со словом «юрий»
Ассоциации к слову «Юрий»
Предложения со словом «юрий»
- Юрий самозабвенно любил хоккей, слыл страстным бойцом, может быть, даже излишне страстным.
- – Да как ты мог! – Юрий вскочил. – Ты! Предатель! Ты предал память мамы! А ты куда смотрела? – накинулся он на сестру.
- – Юрий, встань! Правда ли, чинили карандаши на первом уроке?
- (все предложения)
Значение слова «Юрий»
Ю́рий — мужское русское личное имя; является фонетическим вариантом имени Георгий, возникшим из-за невозможности произношения в древнерусской речи начального мягкого [г']. В течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе (являясь крестильным именем), тогда как его светской формой считалось имя Юрий. В XIX веке начался процесс обособления имён друг от друга; после Октябрьской революции оба имени обрели самостоятельный документальный статус; также, как и другой вариант имени Георгий — Егор. В отличие от последнего, простонародного варианта, имя Юрий в XVII—XIX веках встречалось только в среде дворянства и образованных сословий. (Википедия)
Все значения слова ЮРИЙ
Дополнительно