Сосипатра. Тут ничего нет любопытного. Все женатые, когда ухаживают, говорят одно и то же. Чтоб
оправдать свой поступок и возбудить к себе сострадание, они обыкновенно жалуются на жен.
Он ехал своим лесом и пустырями и воображал, как Зина, чтобы
оправдать свой поступок, будет говорить о правах женщины, о свободе личности и о том, что между церковным и гражданским браком нет никакой разницы. Она по-женски будет спорить о том, чего не понимает. И, вероятно, в конце концов она спросит: «Причем ты тут? Какое ты имеешь право вмешиваться?»
Если раньше, в светлые минуты пробуждения, она
оправдывала свои поступки и преступления овладевшею ее страстью, которая наполняла всю ее жизнь, и из-за которой он в состоянии была и на будущее время совершать новые преступления, но теперь, когда самая эта страсть получила в ее глазах такую чудовищно-преступную окраску, она затрепетала от ужаса и стыда и впервые почувствовала как неизмеримо глубоко ее падение.
Неточные совпадения
— Вижу, но он еще помог бы
оправдать мой
поступок во мнении света, а теперь — я опозорена! Довольно; совесть моя чиста. Я оставлена всеми, даже родным братом моим, испугавшимся неуспеха… Но я исполню
свой долг и останусь подле этого несчастного, его нянькой, сиделкой!
Я
свои поступки не
оправдываю; да, всенародно признаюсь: я поступил как зверь с этим капитаном и теперь сожалею и собой гнушаюсь за зверский гнев, но этот ваш капитан, ваш поверенный, пошел вот к этой самой госпоже, о которой вы выражаетесь, что она обольстительница, и стал ей предлагать от вашего имени, чтоб она взяла имеющиеся у вас мои векселя и подала на меня, чтобы по этим векселям меня засадить, если я уж слишком буду приставать к вам в расчетах по имуществу.
Насилие всегда, в лучшем случае, если оно не преследует одних личных целей людей, находящихся во власти, отрицает и осуждает в одной неподвижной форме закона то, что большею частью уже гораздо прежде отрицалось и осуждалось общественным мнением, но с тою разницею, что, тогда как общественное мнение отрицает и осуждает все
поступки, противные нравственному закону, захватывая поэтому в
свое осуждение самые разнообразные положения, закон, поддерживаемый насилием, осуждает и преследует только известный, очень узкий ряд
поступков, этим самым как бы
оправдывая все
поступки такого же порядка, не вошедшие в его определение.
Так, человек, совершив под влиянием страсти
поступок, противный сознанной истине, остается все-таки свободным в признании или непризнании ее, т. е. может, не признавая истину, считать
свой поступок необходимым и
оправдывать себя в совершении его, и может, признавая истину, считать
свой поступок дурным и осуждать себя в нем.
Точно так же и человек, не выдержавший жара и, не спасши
своего товарища, выбежавший из горящего дома, остается свободным (признавая истину о том, что человек с опасностью
своей жизни должен служить чужим жизням) считать
свой поступок дурным и потому осуждать себя за него; или (не признавая эту истину) считать
свой поступок естественным, необходимым и
оправдывать себя в нем.