Цитаты со словом «инока»
Ведь там в монастыре
иноки, наверно, полагают, что в аде, например, есть потолок.
Конечно, все это лишь древняя легенда, но вот и недавняя быль: один из наших современных
иноков спасался на Афоне, и вдруг старец его повелел ему оставить Афон, который он излюбил как святыню, как тихое пристанище, до глубины души своей, и идти сначала в Иерусалим на поклонение святым местам, а потом обратно в Россию, на север, в Сибирь: «Там тебе место, а не здесь».
Из монахов находились, даже и под самый конец жизни старца, ненавистники и завистники его, но их становилось уже мало, и они молчали, хотя было в их числе несколько весьма знаменитых и важных в монастыре лиц, как например один из древнейших
иноков, великий молчальник и необычайный постник.
Но старшие и опытнейшие из братии стояли на своем, рассуждая, что «кто искренно вошел в эти стены, чтобы спастись, для тех все эти послушания и подвиги окажутся несомненно спасительными и принесут им великую пользу; кто же, напротив, тяготится и ропщет, тот все равно как бы и не
инок и напрасно только пришел в монастырь, такому место в миру.
И чем долее потом будет жить
инок в стенах своих, тем чувствительнее должен и сознавать сие.
Ибо
иноки не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям быть надлежало бы.
— Вот сегодня возвестил, что дурак посетит и спрашивать будет негожее. Много,
инок, знать хочеши.
Был он к тому же по натуре своей
инок шныряющий и проворный, с превеликим ко всему любопытством.
Алеша припомнил потом, как в числе теснившихся к старцу и около кельи его
иноков мелькала много раз пред ним шныряющая везде по всем кучкам фигурка любопытного обдорского гостя, ко всему прислушивающегося и всех вопрошающего.
— Мыслю о тебе так: изыдешь из стен сих, а в миру пребудешь как
инок.
д) Нечто об
иноке русском и о возможном значении его
Отцы и учители, что есть
инок?
Так мыслю об
иноке, и неужели ложно, неужели надменно?
Инока корят его уединением: «Уединился ты, чтобы себя спасти в монастырских стенах, а братское служение человечеству забыл».
Да не будет же сего,
иноки, да не будет истязания детей, восстаньте и проповедуйте сие скорее, скорее.
— «Мне ли благословлять, — отвечаю ему, —
инок я простой и смиренный, Бога о них помолю, а о тебе, Афанасий Павлович, и всегда, на всяк день, с того самого дня, Бога молю, ибо с тебя, говорю, все и вышло».
Встречаясь со взволнованными из
иноков, отец Паисий стал даже выговаривать им: «Таковое и столь немедленное ожидание чего-то великого, — говорил он, — есть легкомыслие, возможное лишь между светскими, нам же неподобающее».
В теснившейся в келье усопшего толпе заметил он с отвращением душевным (за которое сам себя тут же и попрекнул) присутствие, например, Ракитина, или далекого гостя — обдорского
инока, все еще пребывавшего в монастыре, и обоих их отец Паисий вдруг почему-то счел подозрительными — хотя и не их одних можно было заметить в этом же смысле.
Инок обдорский изо всех волновавшихся выдавался наиболее суетящимся; заметить его можно было всюду, во всех местах: везде он расспрашивал, везде прислушивался, везде шептался с каким-то особенным таинственным видом.
И только что вспомнил о нем, как тотчас же и приметил его в самом отдаленном углу скита, у ограды, сидящего на могильном камне одного древле почившего и знаменитого по подвигам своим
инока.
И давно уже не бывало и даже припомнить невозможно было из всей прошлой жизни монастыря нашего такого соблазна, грубо разнузданного, а в другом каком случае так даже и невозможного, какой обнаружился тотчас же вслед за сим событием между самими даже
иноками.
Потом уже, и после многих даже лет, иные разумные
иноки наши, припоминая весь тот день в подробности, удивлялись и ужасались тому, каким это образом соблазн мог достигнуть тогда такой степени.
Ибо и прежде сего случалось, что умирали
иноки весьма праведной жизни и праведность коих была у всех на виду, старцы богобоязненные, а между тем и от их смиренных гробов исходил дух тлетворный, естественно, как и у всех мертвецов, появившийся, но сие не производило же соблазна и даже малейшего какого-либо волнения.
Из таковых, например, была даже самая эта закоренелая вражда к старчеству, как к зловредному новшеству, глубоко таившаяся в монастыре в умах еще многих
иноков.
Лишь только начало обнаруживаться тление, то уже по одному виду входивших в келью усопшего
иноков можно было заключить, зачем они приходят.
Вымолвил сие первее всех один светский, городской чиновник, человек уже пожилой и, сколь известно было о нем, весьма набожный, но, вымолвив вслух, повторил лишь то, что давно промеж себя повторяли
иноки друг другу на ухо.
«И почему бы сие могло случиться, — говорили некоторые из
иноков, сначала как бы и сожалея, — тело имел невеликое, сухое, к костям приросшее, откуда бы тут духу быть?» — «Значит, нарочно хотел Бог указать», — поспешно прибавляли другие, и мнение их принималось бесспорно и тотчас же, ибо опять-таки указывали, что если б и быть духу естественно, как от всякого усопшего грешного, то все же изошел бы позднее, не с такою столь явною поспешностью, по крайности чрез сутки бы, а «этот естество предупредил», стало быть, тут никто как Бог и нарочитый перст его.
Но речи смиренного отца пронеслись без внушения и даже вызвали отпор насмешливый: «Это все ученость и новшества, нечего и слушать», — порешили про себя
иноки.
— «Таинством исповеди злоупотреблял», — злобным шепотом прибавляли самые ярые противники старчества, и это даже из самых старейших и суровых в богомолье своем
иноков, истинных постников и молчальников, замолчавших при жизни усопшего, но вдруг теперь отверзших уста свои, что было уже ужасно, ибо сильно влияли словеса их на молодых и еще не установившихся иноков.
«Он и всех-то нас святее и исполняет труднейшее, чем по уставу, — сказали бы тогда
иноки, — а что в церковь не ходит, то, значит, сам знает, когда ему ходить, у него свой устав».
Единому от
иноков стала сниться, а под конец и наяву представляться нечистая сила.
Цитаты из русской классики со словом «инока»
Когда же соловецкие отцы не восхотели Никоновых новин прияти и укрепились за отеческие законы и церковное предание, тогда в Соловках был
инок схимник Арсений, старец чудного и высокого жития, крепкий ревнитель древлего благочестия.
Мы божии старцы,
иноки смиренные, ходим по селениям да собираем милостыню христианскую на монастырь.
Не явно ли благословенье Божье!
Теперь у нас и войско, и казна,
И полководец. Недалеко время,
Когда, вооружась и окрылатев,
Как непоборные орлы, помчимся.
За нас молитвы целого народа,
Детей, и жен, и старцев многолетних,
И пенье
иноков, и клир церковный,
Елей лампад, курение кадил!
За нас угодники и чудотворцы,
И легионы грозных сил небесных,
Полк ангелов и Божья благодать!
— Предместник мой, святитель Савватий, бывший
инок Кирилло-Белозерского монастыря, искал пустыни, где бы мог укромно возносить молитвы свои к престолу Всевышнего и безмятежно кончить дни свои, пустился странствовать с духовным братом своим Германом.
— И отечеству, боярин! — перервал с жаром Авраамий. — Мы не
иноки западной церкви и благодаря всевышнего, переставая быть мирянами, не перестаем быть русскими. Вспомни, Юрий Дмитрич, где умерли благочестивые старцы Пересвет и Ослябя!.. Но я слышу благовест… Пойдем, сын мой, станем молить угодника божия, да просияет истина для очей наших и да подаст тебе господь силу и крепость для исполнения святой его воли!
Ассоциации к слову «инок»
Предложения со словом «инока»
- Восстанавливаются храмы, появляются молодые иноки разных национальностей.
- Ибо от юности он стал иноком и проводил жизнь свою в суровых пустынных подвигах.
- Святители и смиренные иноки принимали на себя трудный подвиг просвещать светом истины грубых язычников.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «инока»
Дополнительно