Неточные совпадения
В этом уже немалая заслуга, и она может сделаться громадною, если распространение идей добра и правды будет продолжаться таким же образом и если
интересы, возбужденные литературою, проникнут наконец
в массы народа.
Но это явления исключительные, возможные только при австрийской подозрительности да при ост-индском произволе; большею же частию общественные жизненные
интересы тотчас проявляются
в литературе, с большею или меньшею сознательностью и ясностью.
В нашей литературе это последнее обстоятельство еще не так заметно, потому что вообще у нас
в прежнее время мало толковали о народных
интересах; но
в литературах западных дух парциальности выставляется несравненно ярче.
Всякое явление историческое, всякое государственное постановление, всякий общественный вопрос обсуживается там
в литературе с различных точек зрения, сообразно
интересам различных партий.
Даже поэзия, всегда столь сочувствовавшая всему доброму и прекрасному и презиравшая мелкие, своекорыстные расчеты, даже поэзия постоянно увлекалась духом партий и классов и только
в немногих частных явлениях возвышалась до точки зрения чисто человеческой, превышающей частные
интересы кружков или каких-нибудь особенных личностей.
Вообще
в греческой поэзии
интересы народа уважались еще несколько.
Интересы этих кружков и отражаются
в поэтических созданиях новых народов.
С течением времени, разумеется, все больше и больше начинают обращать внимание на требования масс, иногда литература и расшумится, если произойдет какое-нибудь заметное столкновение
интересов различных классов
в самой жизни.
Но немного подобных стихов
в европейских литературах; немногие поэты возвышались над
интересами кружков и решались отказаться от воспевания отвлеченных добродетелей — храбрости, решительности, верности, терпения и т. п., или от сияющих игрушек вроде великолепных мостов, зданий, фейерверков и пр., или, наконец, личных ощущений при взгляде на звезды, при прогулке вдвоем, при посещении музея и т. п.
Мы вовсе не хотели ставить нашу литературу выше всех европейских, вовсе не думали приписывать ей небывалого беспристрастия и широты взгляда, отрешения от частных
интересов в пользу общих, высшее сознание человеческого достоинства и т. п.
Всего ближе, разумеется, было выразиться
в литературе
интересам и мнениям тех,
в чьих руках было книжное дело, и тех,
в ком оно находило хоть маленькую поддержку и опору.
Сравнительное изучение поэзии славянских народов привело многих к полному убеждению
в том, что
в древности выражались
в ней действительно общенародные
интересы и воззрения на жизнь.
Но и при этом изменении остались следы общего характера прежней поэзии: народные песни не скоро потеряли свой простой, естественный характер, не скоро увлеклись чуждыми
интересами, и до сих пор
в них замечают следы первоначальной простоты естественных условий быта.
В самом деле, можно полагать, что до самой татарской эпохи народ держал себя совершенно равнодушно
в отношении к политическим событиям Руси, имевшим со времени Владимира большею частию династический
интерес.
Долгое время затем
в письменности русской видно почти исключительное проявление
интересов княжеских и духовных.
Светские
интересы их не занимали; игумен Даниил был
в Иерусалиме тогда, как им владели крестоносцы, виделся с Балдуином и, не обратив ни малейшего внимания на такое историческое событие, как крестовые походы, со всею теплотою души рассказал, как он ставил свое кадило, и пересчитал, за каких именно князей русских он поставил его.
Таким образом, первые представители просвещения
в России, ставшие выше массы народа, выражали
в письменности свои стремления и
интересы, тесно связанные один с другим и взаимно друг друга поддерживавшие.
Это — несомненный знак, что литературные
интересы теперь уже так расширились, что
в письменности может даже отражаться мнение большинства народа [,
в противность покоряющей его силе].
Появление этой книги важно
в другом отношении: оно свидетельствует, что
в XVI
в. чувствовали уже надобность применить книжную мудрость и к семейной жизни, следовательно, письменность служила уже не одним
интересам церковным и государственным.
Тут
интерес был еще ближе к жизни, нежели
в западной Руси во время унии; обращение к народу еще необходимее, чем там.
Мы знаем, что теперь, когда умы всех обращены к
интересам первой важности — к отменению крепостного права, к гласности, злоупотреблениям между чиновниками, недостаткам воспитания и образования и т. п., — теперь немногие захотят заглянуть
в статью, толкующую о вопросах литературных, не касающихся жизни.
Впрочем, мы чувствуем, что оправдания наши очень неудовлетворительны, и, сознавая свою вину, постараемся окончить наши заметки как можно скорее, так как
в дальнейшем развитии нашей литературы (нужно предупредить читателя)
интересы, волнующие ныне общество, оставались почти
в той же неприкосновенности, как было и до Петра.
Мы уже видели, что
в ней принимали участие только два малочисленнейшие класса народа, и их только
интересы выражались
в ней.
Но его поэзии недостает всесторонности взгляда; простой класс народа является у него
в уединении от общих
интересов, только с своими частными житейскими нуждами; оттого песни его, при всей своей простоте и живости, не возбуждают того чувства, как, например, песни Беранже.
Нет, как вы хотите, и
в сатире нашей постоянно господствовала та мелкость, та узкость взгляда, которые мы заметили вообще
в нашей литературе. И сатира не возвышалась у нас до понимания народных
интересов, несмотря на некоторые исключительные явления, почти всегда имевшие только частный смысл.
Предупредить жизни литература не может, но предупредить формальное, официальное проявление
интересов, выработавшихся
в жизни, она должна.
Пока еще известная идея находится
в умах, пока еще она только должна осуществиться
в будущем, тут-то литература и должна схватить ее, тут-то и должно начаться литературное обсуждение предмета с разных сторон и
в видах различных
интересов.
Неточные совпадения
Я, кажется, всхрапнул порядком. Откуда они набрали таких тюфяков и перин? даже вспотел. Кажется, они вчера мне подсунули чего-то за завтраком:
в голове до сих пор стучит. Здесь, как я вижу, можно с приятностию проводить время. Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из
интереса. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы… Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь.
Он прочел письма. Одно было очень неприятное — от купца, покупавшего лес
в имении жены. Лес этот необходимо было продать; но теперь, до примирения с женой, не могло быть о том речи. Всего же неприятнее тут было то, что этим подмешивался денежный
интерес в предстоящее дело его примирения с женою. И мысль, что он может руководиться этим
интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирения с женой, — эта мысль оскорбляла его.
― Да, тебе интересно. Но мне
интерес уж другой, чем тебе. Ты вот смотришь на этих старичков, ― сказал он, указывая на сгорбленного члена с отвислою губой, который, чуть передвигая нога
в мягких сапогах, прошел им навстречу, ― и думаешь, что они так родились шлюпиками.
— Главная задача философии всех веков состоит именно
в том, чтобы найти ту необходимую связь, которая существует между личным
интересом и общим.
— Ну-с, я слушаю, что будет, — проговорила она спокойно и насмешливо. — И даже с
интересом слушаю, потому, что желала бы понять,
в чем дело.