Неточные совпадения
И так почти в каждом рассказе… Большие романы,
с героями, наиболее близкими душе Достоевского. «Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался,
ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись… Он решительно ушел от всех,
как черепаха в свою скорлупу». «Я — человек мрачный, скучный, — говорит Свидригайлов. — Сижу в углу. Иной раз три дня не разговорят».
«Не я буду гоняться за женщинами, а они набегут,
как вода, предлагая мне все, что может предложить женщина. Я буду ласков
с ними и, может быть, дам им денег, но сам от них ничего не возьму. Они уйдут
ни с чем, уверяю вас, — только разве
с подарками. Я только вдвое стану для них любопытнее.
— Кто бы ты
ни был, но если ты есть, и если существует что-нибудь разумнее того, что теперь совершается, то дозволь ему быть и здесь. Если же ты мстишь мне за неразумное самоубийство мое — безобразием и нелепостью дальнейшего бытия, то знай, что никогда и никакому мучению,
какое бы
ни постигло меня, не сравниться
с тем презрением, которое я буду молча ощущать хотя бы в продолжение миллионов лет мученичества».
«Да черт мне до будущего, если мне за это —
ни любви,
ни будущей жизни,
ни признания за мной подвига!» (Подросток), «
Как я вступлю в союз
с землею навек?
В «Записках из мертвого дома» Достоевский рассказывает про одного арестанта.
Ни с того,
ни с сего он бросился
с кирпичом на начальника тюрьмы и за это был засечен насмерть. «Вероятно, — говорит Достоевский, — он был из отчаявшихся, из тех, кого покинула последняя надежда, а так
как совершенно без надежды жить невозможно, то он и выдумал себе исход в добровольном, почти искусственном мученичестве».
Тщетно ждем мы от художника Толстого, чтобы он в живых образах показал нам раскрывшийся Левину смысл жизни. «
С Кити никогда не будет ссор,
с гостем, кто бы он
ни был, буду ласков». Но
с Кити Левин опять поссорился — и приходит к окончательному выводу: «Так же буду сердиться на Ивана-кучера, так же буду спорить… Но жизнь моя теперь не только не бессмысленна,
как было прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее».
Без любви протекли и все восемь лет их брачной жизни. «Любит? —
с насмешкою думает Анна. — Разве он может любить? Если бы он не слыхал, что бывает любовь, он никогда бы не употреблял этого слова. Он и не знает, что такое любовь. Они не видят, что я видела. Они не знают,
как он восемь лет душил мою жизнь, душил все, что было во мне живого, — что он
ни разу не подумал о том, что я живая женщина, которой нужна любовь. Не знают,
как на каждом шагу он оскорблял меня и оставался доволен собой».
«Кити крепче оперлась на руку Левина и прижала ее к себе. Он наедине
с нею испытывал теперь, когда мысль о ее беременности
ни на минуту не покидала его, то еще новое для него и радостное, совершенно чистое от чувственности наслаждение близости к любимой женщине. Ему хотелось слышать звук ее голоса, изменившегося теперь при беременности. В голосе,
как и во взгляде, была мягкость и серьезность, подобная той, которая бывает у людей, постоянно сосредоточенных над одним любимым делом».
Начинает Пьер
с тех же вопросов, которыми мучается князь Андрей. «Что дурно? Что хорошо?.. Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?
Какая сила управляет всем? — спрашивал он себя. И не было ответа
ни на один из этих вопросов, кроме одного не логического ответа вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь — все кончится». Смерть все кончит и должна прийти нынче или завтра, — все равно через мгновение, в сравнении
с вечностью».
У Стивы — «чрезвычайная снисходительность к людям, основанная на сознании своих недостатков». Он «совершенно ровно и одинаково относился ко всем людям,
какого бы состояния и звания они
ни были». «Море добродушного веселья всегда волновалось в душе Степана Аркадьевича». Неприятности и недоразумения скатываются
с его души, не проникая вглубь,
как вода
с куска сливочного масла. «Все люди, все человеки,
как и мы грешные: из чего злиться и ссориться?» — думает он.
Алексей Александрович думал тотчас стать в те холодные отношения, в которых он должен был быть
с братом жены, против которой он начинал дело развода; но он не рассчитывал на то море добродушия, которое выливалось из берегов в душе Степана Аркадьевича… И Алексей Александрович почувствовал, что слова его не имели того действия, которое он ожидал, и что,
какие бы
ни были его объяснения, отношения его к шурину останутся те же».
«Есть ли мучение на этой новой земле? — спрашивает смешной человек. — На нашей земле мы истинно можем любить лишь
с мучением и только через мучение! Мы иначе не умеем любить. Я хочу, я жажду, в сию минуту, целовать, обливаясь слезами, лишь одну ту землю, которую я оставил, и не хочу, не принимаю жизни
ни на
какой иной».
Как может безобразное и дисгармоничное, составляющее содержание трагического мифа,
каким бы то
ни было образом примирять
с жизнью?
Как же далеко ушел прочь от Аполлона теперешний трагический грек
с его нездоровым исканием скорби во что бы то
ни стало! Радостью и счастьем должен был служить человек Аполлону. Теперь же самую чистую, беспримесную радость он умудрялся претворить в скорбь, умудрялся увидеть в ней только напоминание о тленности и преходимости всего человеческого. Не верь жизни! Не возносись! Помни о черных силах, неотступно стоящих над человеком!
Как с первого раза
ни странно, но этим признаком всего менее определяется душевная жизнь толстовских героев.
«Основная ошибка кроется в том, — говорит Ницше, — что мы, вместо того чтобы понять сознательность лишь
как частность в общей системе жизни, — принимаем ее в качестве масштаба, в качестве высшей ценности жизни… Если захотеть достаточно широко поставить цель жизни, то она не должна бы совпадать
ни с одной категорией сознательной жизни; наоборот, она должна была бы еще объяснять каждую из них,
как средство, ведущее к сказанной цели».
Неточные совпадения
Хлестаков (защищая рукою кушанье).Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться
с другими: я, брат, не такого рода! со мной не советую… (Ест.)Боже мой,
какой суп! (Продолжает есть.)Я думаю, еще
ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла. (Режет курицу.)Ай, ай, ай,
какая курица! Дай жаркое! Там супу немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое.)Что это за жаркое? Это не жаркое.
Городничий. Ах, боже мой, вы всё
с своими глупыми расспросами! не дадите
ни слова поговорить о деле. Ну что, друг,
как твой барин?.. строг? любит этак распекать или нет?
)Мы, прохаживаясь по делам должности, вот
с Петром Ивановичем Добчинским, здешним помещиком, зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержатся проезжающие, потому что я не так,
как иной городничий, которому
ни до чего дела нет; но я, я, кроме должности, еще по христианскому человеколюбию хочу, чтоб всякому смертному оказывался хороший прием, — и вот,
как будто в награду, случай доставил такое приятное знакомство.
Анна Андреевна. Ну вот, уж целый час дожидаемся, а все ты
с своим глупым жеманством: совершенно оделась, нет, еще нужно копаться… Было бы не слушать ее вовсе. Экая досада!
как нарочно,
ни души!
как будто бы вымерло все.
Городничий. Ну, уж вы — женщины! Все кончено, одного этого слова достаточно! Вам всё — финтирлюшки! Вдруг брякнут
ни из того
ни из другого словцо. Вас посекут, да и только, а мужа и поминай
как звали. Ты, душа моя, обращалась
с ним так свободно,
как будто
с каким-нибудь Добчинским.