Неточные совпадения
Только теоретически оно способно представить себе неизбежность смерти, чует же ее душою разве только
в редкие отдельные
мгновения.
В то же
мгновение он почувствовал ужасную боль
в мизинце своей левой руки.
Встреча происходит — и почему-то совершенно разочаровывает Раскольникова. «Ему сделалось и тяжело, и душно, и как-то неловко, что он пришел сюда.
В Свидригайлове он убедился, как
в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее
в мире…» «И я мог хоть
мгновение ожидать чего-нибудь от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца!»
Однажды, много раньше,
в жизни самого Раскольникова было
мгновение, когда ему вдруг почудился вокруг этот вольный воздух. Он доставил раздавленного каретою Мармеладова на квартиру и отдал его жене свои последние двадцать рублей.
«Куда нам ехать вместе сегодня же? Куда-нибудь опять «воскресать»? Нет, уж довольно проб… Да и неспособна я. Если ехать, то
в Москву, и там делать визиты и самим принимать, — вот мой идеал, вы знаете… Началось с красивого
мгновения, которого я не вынесла. А так как я и без того давно знала, что меня всего на один миг только и хватит, то взяла и решилась… Я разочла мою жизнь на один только час и спокойна»…
«Он задумался о том, что
в эпилептическом состоянии его была одна степень почти перед самым припадком, когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления,
мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывов напрягались разом все жизненные силы его.
Ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось
в эти
мгновения, продолжавшиеся, как молния.
«Раздумывая об этом
мгновении впоследствии, уже
в здоровом состоянии, он часто говорил сам себе: что ведь все эти молнии и проблески высшего самоощущения и самосознания, а стало быть, и «высшего бытия» не что иное, как болезнь; а если так, то это вовсе не высшее бытие, а, напротив, должно быть причислено к самому низшему.
«
В то самое
мгновение, как Вронский подумал о том, что надо теперь обходить Махотина, сама Фру-Фру, поняв уже то, что он подумал, без всякого поощрения значительно наддала и стала приближаться к Махотину с самой выгодной стороны, со стороны веревки.
В редкие только
мгновения жизненный инстинкт просыпается из летаргии и тихо шепчет Достоевскому свои не разумом постигаемые откровения.
Как молния — бурную тьму ночи, постижение «тайны земной» только
в редкие
мгновения пронизывает душу Достоевского. Сверкнув, тайна исчезает, мрак кругом еще чернее, ни отсвета нигде, и только горит
в душе бесконечная тоска по исчезнувшему свету.
Нехлюдов пустил ее, и ему стало на
мгновение не только неловко и стыдно, но гадко на себя. Но ему показалось, что это говорит
в нем его глупость. Он догнал ее еще раз, опять обнял и поцеловал
в шею. Этот поцелуй был страшен, и она почувствовала это.
Никогда этот мистический ужас смерти не ложится прочным гнетом на душу Толстого. Только на
мгновение смерть способна смять его душу тем же животным испугом, с каким лошадь шарахается от трупа. Вспомним для примера сцену
в «Детстве и отрочестве», где Николенька с воплем ужаса бросается прочь от трупа матери.
— Слава богу, — проговорил раненый, не чувствуя, как слезы текли по его щекам. Мысль о брате мелькнула на
мгновение в его голове. — «Дай бог ему такое же счастье», — подумал он».
Для него все это произошло
в одно
мгновение, и значение этого
мгновения уже не изменялось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа.
В груди его клокотало что-то; изможденное тело его вздрагивало. Потом реже и реже стали клокотание и хрипение.
Ему снится, что
в дверь ломится оно; он изо всех сил держит дверь, но усилия напрасны, дверь отворилась. Оно вошло, и оно есть смерть. Андрей умер — и
в то же
мгновение проснулся.
Все, что шло из жизни, «все казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину,
в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще
в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться
в те таинственные, бесконечные дали, которые на
мгновение открылись перед ними».
Начинает Пьер с тех же вопросов, которыми мучается князь Андрей. «Что дурно? Что хорошо?.. Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного не логического ответа вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь — все кончится». Смерть все кончит и должна прийти нынче или завтра, — все равно через
мгновение,
в сравнении с вечностью».
Мы действительно становимся на краткие
мгновения самим Первосущим и чувствуем его неукротимое желание и жажду бытия: борьба, мучение, уничтожение явления кажутся нам теперь необходимыми при этом избытке бесчисленных, врывающихся
в жизнь форм бытия, при этой чрезмерной плодовитости мировой Воли.
В другое время, заключенный
в отдельное свое существование, он мог только противопоставлять себя этой силе, робко поклоняясь ей; но
в эти часы высшего подъема пламенное переполнение духа разбивало все грани и вело к целостному единению с этою силою; здесь собственная жизнь человека терялась на
мгновение в жизни божества».
И естественно было убеждение, что, когда душа вырвется из тесноты земной жизни, когда сбросит с себя оковы тела, то длительною станет для нее та жизнь, которую она
мгновениями испытывала
в состоянии экстаза.
Низшая форма дионисовского преодоления ужаса, буйственная самоотдача
мгновению, пьяное наслаждение от сладострастного нарушения всего дозволенного, «упоение
в дуновении чумы» — все это здесь облагораживалось и просветлялось.
—
В имени Аполлона мы объединяем все те бесчисленные иллюзии прекрасной кажимости, которые
в каждое данное
мгновение делают существование желанным».
Дионисическое состояние знает единый свой, безбрежный миг,
в себе несущий свое вечное чудо: каждое
мгновение для Ницше — восходящая и посредствующая ступень, шаг приближения к великой грядущей године.
Жизнь вокруг человека — мрак, «безгласие косности», разъединение, страдание. «Вечная гармония» познается человеком только
в редкие
мгновения экстаза. Прошел экстаз, ri живое ощущение гармонии погасло, и кругом снова — мрак и страдание.
Спрашивается, может ли быть для такого человека все равно, что именно он переживает
в эти редкие
мгновения экстаза?
Жизни тут быть не может, может быть только тот суррогат жизни, тот недовершенный Дионис, имя которому — культ
мгновения,
в какой бы форме он ни выражался —
в декадентски ли утонченном упоении красотою острых мигов, или
в ординарнейшем, грубом пьянстве.