Неточные совпадения
Возможно оспаривать автономность, первообразность религиозного
сознания, признавая за религией только гетерономное существование в качестве производного атрибута или же видя в ней лишь преходящую
ступень развития
сознания.
Можно считать такое обожествление собирательного понятия логическим фетишизмом и видеть в нем низшую
ступень религиозного
сознания, но нельзя отвергать религиозных черт, ему присущих.
У Юма она имела субъективно-человеческое значение — «быть для человека», у Беркли получила истолкование как действие Божества в человеческом
сознании; у Гегеля она была транспонирована уже на язык божественного бытия: мышление мышления — само абсолютное, единое в бытии и
сознании [К этим общим аргументам следует присоединить и то еще соображение, что если религия есть низшая
ступень философского
сознания, то она отменяется упраздняется за ненадобностью после высшего ее достижения, и только непоследовательность позволяет Гегелю удерживать религию, соответствующую «представлению», в самостоятельном ее значении, рядом с философией, соответствующей «понятию».
Неточные совпадения
Но как только он исчез — исчезла и радость Клима, ее погасило
сознание, что он поступил нехорошо, сказав Варавке о дочери. Тогда он, вообще не способный на быстрые решения, пошел наверх, шагая через две
ступени.
— Это хорошо, хорошо!» повторял он себе, испытывая двойное наслаждение — прохлады после мучительной жары и
сознания достигнутой высшей
ступени ясности в давно уже занимающем его вопросе.
Язычество было необходимой, элементарной
ступенью в процессе мирового откровения; без этой
ступени никогда мир не пришел бы к христианскому
сознанию; в язычестве была неумирающая правда, правда божественности мировой души, божественности матери-земли, которая должна войти в дальнейшее развитие религиозного
сознания.
На высших своих
ступенях процесс дифференцирования должен привести или к полному разложению и смерти, что мы и видим в европейской философии и многих сторонах европейской культуры, или вновь вернуться к первоначальной органичности и реалистичности, но на почве высшего
сознания.
Стоит людям только понять это: перестать заботиться о делах внешних и общих, в которых они не свободны, а только одну сотую той энергии, которую они употребляют на внешние дела, употребить на то, в чем они свободны, на признание и исповедание той истины, которая стоит перед ними, на освобождение себя и людей от лжи и лицемерия, скрывавших истину, для того чтобы без усилий и борьбы тотчас же разрушился тот ложный строй жизни, который мучает людей и угрожает им еще худшими бедствиями, и осуществилось бы то царство божие или хоть та первая
ступень его, к которой уже готовы люди по своему
сознанию.