Притязание неокантианцев на всецелое порождение мышлением
объекта мысли (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный
объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Неточные совпадения
Но теоретическое познание, хотя и не этих
объектов, но вообще разума (?), здесь все-таки расширяется, именно постольку, поскольку этим идеям, путем практических постулатов, даются
объекты, а через это
мысль, только проблематическая, получает объективную реальность.
Таким исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого.]) есть самообман, ибо условно методологические операции
мысли, служащие лишь для ассимилирования
мыслью ее
объекта, здесь смешиваются с самим
объектом.
Мысль логически расщепляет и приспособляет себе этот
объект, но он существует до мышления и от него независимо, поэтому он задан мышлению, он задача задач, к которой ведут все отдельные усилия
мысли.
Итак, к антиномии приводит нас уже самое общее определение
объекта религии, в котором содержится coincidentia oppositorum [Совпадение противоположностей (лат.) — термин Николая Кузанского.], заложено основание для двух рядов
мыслей, разбегающихся в противоположных направлениях.
Неточные совпадения
Там, где нет непосредственного усмотрения бытия, где субъект оторван от
объекта, там делаются выводы, там
мыслят дискурсивно.
Читатель представляет собой тот устой, на котором всецело зиждется деятельность писателя; он — единственный
объект, ради которого горит писательская
мысль. Убежденность писателя питается исключительно уверенностью в восприимчивости читателей, и там, где этого условия не существует, литературная деятельность представляет собой не что иное, как беспредельное поле, поросшее волчецом, на обнаженном пространстве которого бесцельно раздается голос, вопиющий в пустыне.
Чего стоит
мысль, что обыватель есть не что иное, как административный
объект, все притязания которого могут быть разом рассечены тремя словами: не твое дело!
Пантеистическая тенденция в истории религиозной
мысли была двойственна, она, с одной стороны, означает освобождение человека от гнета авторитарной, экстериоризованной трансцендентности, от понимания Бога, как
объекта.
Бытие, как его конструирует
мысль, бытие как
объект, бытие как понятие есть царство детерминации, не материальной, физической, но идеальной детерминации.