Неточные совпадения
Мир идей у Платона образует самостоятельную софийную фотосферу, одновременно и закрывающую и открывающую то, что за и над этой сферой — само Божество; идеи у Платона остаются в неустроенной и неорганизованной
множественности, так что и относительно верховной идеи блага, идеи идей, не устранена двусмысленность, есть ли она Идея в собственном и единственном смысле или же одна из многих идей, хотя бы и наивысшая (особое место в этом вопросе занимает, конечно, только «Тимей» с его учением о Демиурге [«Демиург» по-греч. означает «мастер», «ремесленник», «строитель»; у Платона — «Творец», «Бог».
Система религиозного монизма может принимать различные очертания в зависимости от того, в каком смысле разрешается вопрос о происхождении
множественности, — бога и
мира, — в едином Ничто.
Множественность может разрешаться в чистую иллюзию, фата-моргану, обман чувств, майю: истина в том, что
мира нет и нужно освободиться от его иллюзии.
У этого энтузиаста природы, как только этот энтузиазм ведет его в сторону пантеизма, к отождествлению мировой души с Божеством,
мир с своею
множественностью теряет свою самобытность, получая значение акциденций единой неподвижной субстанции [Дж.
Как энтелехия
мира, в своем космическом лике София есть мировая душа, т. е. начало, связующее и организующее мировую
множественность, — natura naturans по отношению к natura naturata.
Источник заблуждений, ограниченности, ошибок тот же, что и всей вообще феноменальности
мира, дурной
множественности, каковая есть principium individuationis [Принцип индивидуации (лат.), согласно которому для двух любых индивидов найдется разделяющий их признак.] не в добром, но в дурном смысле.
Но рядом с этим
мир имеет и низшую «подставку» — υποδοχή [Более точный перевод: подоснова, «субстрат» (греч.).], которая есть «место» распавшейся, актуализированной
множественности, находящей свое единство лишь во временно-пространственном процессе, в становлении, бытии-небытии; слои бытия переложены здесь слоями небытия, и бытие находится в нерасторжимом, как свет и тень, союзе с небытием.
С одной стороны, оно есть ничто, небытие, но, с другой — оно же есть основа этого становящегося
мира, начало
множественности или метафизическое (а затем и трансцендентальное) место этого
мира, и в этом именно смысле Платон и определяет материю как «род пространства (το της χώρας), не принимающий разрушения, дающий место всему, что имеет рождение» (52 а) [Ср. там же. С. 493.].
Неточные совпадения
В ней не может быть аскетического миросозерцания, отворачивания от
множественности и индивидуальности
мира.
Множественность индивидуальных ступеней, всю сложную иерархию
мира нельзя заменить единством высшей ступени, индивидуальностью единого.
Истина субъективна, а не объективна, она объективируется в соответствии с
миром необходимости, с царством Кесаря, в приспособлении к дробности и дурной
множественности данного
мира.
Совершенное единство (общенациональное, общечеловеческое, космическое или божественное) есть высшая и наиболее полная форма бытия всей
множественности индивидуальных существований в
мире.
Ясно, что
множественность и повторяемость в индийской философии и религии, отрицание смысла конкретной истории, допущение скитания душ по разным краям бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих душ путем превращения в новые и новые формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный конец истории
мира.