Неточные совпадения
Она определяет ту его внешнюю границу, за которую невозможно отклоняться, но она отнюдь не адекватна догмату, не исчерпывает его содержания, и прежде всего потому, что всякая догматическая формула, как уже сказано, есть лишь логическая схема, чертеж целостного религиозного переживания, несовершенный его перевод на язык понятий, а затем еще и потому, что, возникая обычно по поводу ереси, — «разделения» (αϊρεσις — разделение), она преследует по преимуществу цели критические и потому имеет иногда даже отрицательный характер: «неслиянно и нераздельно», «одно Божество и три
ипостаси», «единица
в троице и троица
в единице».
Все делается предметом мысли, и
в этом смысле все есть мысль, все есть слово, имеет печать
ипостаси Логоса.
Мысль первее нашего разума, «
в начале бе Слово», и хотя наш теперешний разум вовсе не есть нечто высшее и последнее, ибо он может и должен быть превзойден, но превзойти мысль уже невозможно — она есть онтологическое определение космического бытия, соответствующее второй божественной
ипостаси Логоса: «вся тем быша, и без него ничто же бысть, еже бысть» (Ио. 11:3).
Отцы церкви (т. наз. каппадокийцы) [Капподокийские отцы церкви (Капподокия — область
в Малой Азии) — восточные богословы ГУ
в.: Григорий Назианзин (Богослов), Василий Великий, Григорий Нисский — систематизаторы христианского вероучения, разрабатывавшие
в основном проблемы «христологии» (три
ипостаси, божественная сущность и т. п.).
Хотя он характеризует трансцендентное абсолютное с помощью каббалистического понятия Эн-соф (мы знаем, как проблематично это понятие, которое, однако, применяется Соловьевым без всякого пояснения), т. е.
в терминах отрицательного богословия, но затем, неправомерно и без всяких объяснений приравнивая его к первой
ипостаси, он дедуцирует рационально его отношение к миру, а следовательно, и их взаимное определение [См. «Философские начала цельного знания» (Собр. соч., т. I, особенно стр.320–321, 347) и «Чтения о богочеловечестве» (т. III, 82 cл.).].
Эн-соф есть трансцендентное Божество до раскрытия, Бог-Отец есть первая
ипостась триединого Бога.], —
в начале этого раскрытия.
Бог есть также лишь положение или модус абсолютного Ничто, так сказать, абсолютное, обращенное к миру, космическая его
ипостась, причем другим таковым же модусом является мир, и эта одинаковая модальность бога и мира, и их
в этом смысле единосущность придает им
в равной степени, хотя и
в разном смысле, характер преходящести, относительности: «и бог проходит», по классической формуле Эккегарта.
Божественные
ипостаси же суть «Personen», о которых говорится, что «sie verfliessen in das Wesen» [Персоны; лица… они вливаются
в сущность (нем.).] (I, 85) и, «влившись
в Божество, три персоны становятся неразличимым единством» (ib.).
Божество
в себе имперсонально,
ипостаси возникают лишь вследствие его дифференциации, уже
в «Боге» или на границе между «Божеством» и «Богом».
Очевидно, что три порождения или момента
в богорождающем Ничто не имеют характера трех личностей или
ипостасей в едином Божестве, как этому учит церковное христианство.
Троицы, ипостасный Сын ипостасного Отца, из которого исходит ипостасный Дух Святой, а как единая и единственная
ипостась, моноипостасный момент
в безыпостасном Божестве (притом личность свойственна Христу скорее
в человечестве Его, нежели божестве).
Бог-Творец есть для него лишь определенная и охраниченная ступень
в Абсолютном и,
в сущности, не Бог, а некий демиург, космическая
ипостась Абсолютного.
Но, с другой стороны, процесс миротворения есть,
в глазах Шеллинга, и объективно-теогонический (как он многократно и определяет его), именно
в нем получают бытие, «напрягаются» (Spannung) «потенции»
в Боге, которые,
в состоянии проявленности чрез мир, соответствуют трем
ипостасям Св.
В частности, «начало творения есть вместе с тем и начало рождения Сына» (323) (а следовательно, и возникновения отдельной
ипостаси Отца).
Напротив,
в конце творения (но только
в конце), когда вторая и третья
ипостась преодолением противоположного бытия себя осуществила, налицо (da sind) действительно три лица и однако не три Бога» (337).
1897, стр.135–136, не без основания указывает, напр., что дедукции трех
ипостасей у Шеллинга все-таки не получается, ибо три положения или фазиса
в развитии, Божества не суть
ипостаси.
Три
ипостаси, по Савеллию, — это три различные формы внешнего проявления
в мире единого Божества.], необходимо признать, что этим учением он вносит процесс
в само Божество и тем самым впадает
в противоречие с «собственным утверждением трансцендентности, а потому и абсолютности Бога.
Троицы запечатлен и
в мировой истории, ибо
ипостаси божественные раскрываются
в последовательности времен.
В христианском откровении дано, что внутрибожественная жизнь есть триединство, единое Божество
в трех
ипостасях, которые суть едино
в предвечно осуществляемой Божественной любви.
И
в этой Божественной Любви каждая
Ипостась, отдавая Себя
в любви, находит Себя
в других
Ипостасях, осуществляет единое Божество.
Чрез откровение трех
ипостасей проявляется качественная различимость
в жизни Св.
Первой
Ипостаси принадлежит божественное Отцовство, субстанциальность, исход; второй
Ипостаси принадлежит различение, Логос, ведение, она есть Сердце Божие,
в котором Отец любит Сына; третья
Ипостась, Дух Святой, чувствует и Отца и Сына,
в Них находит она Себя и радуется Любви Божественной.
Но она является началом новой, тварной многоипостасности, ибо за ней следуют многие
ипостаси (людей и ангелов), находящиеся
в софийном отношении к Божеству.
Троицы есть предвечный акт самоотдания, самоистощения
Ипостасей в Божественной Любви.
Троицы
в каждой из Ее
Ипостасей, простирающееся на восприемлющее существо, Вечную Женственность, которая через это становится началом мира, как бы natura naturans, образующею основу natura naturata, тварного мира.
«Четвертая
ипостась», приемля
в себе откровение тайн божественных, вносит чрез себя и для себя различение, порядок, внутреннюю последовательность
в жизни Божественного Триединства, она воспринимает единое и всецелое божество как триипостасное — Отца, Сына и Св.
Вторая
Ипостась, Христос, преимущественно обращен к Софии, ибо Он есть свет мира, Им же вся быша (Ио. 1), и, воспринимая лучи Логоса, сама София становится Христософией, Логосом
в мире, и, как Он, любима Отчею
Ипостасью, изливающей на нее дары Св.
Приписать Софии такую Вечность значило бы превратить ее
в Божественную
Ипостась, т. е. стереть всякую грань между нею и Богом, между тем как эта грань должна быть установлена столь же безусловно, как и между Богом и тварью, хотя и
в ином смысле.
Также основное заблуждение и «Философии откровения» Шеллинга, ведущее его к савеллианству
в христологии, составляет смешение Логоса, второй
ипостаси, с Софией, причем все, что должно быть понято как софийное, им непосредственно отнесено к Логосу, ко второй, а отчасти и к третьей
ипостаси (ср. выше).
Нельзя помыслить об уничтожении ипостасности даже и у демонов, ибо основа бытия
ипостаси заключена
в ней самой, она сама произносит о себе: аз есмь и не может быть уничтожена насильственно, отрицательно-творческим актом.
В то же время
ипостаси могут почитаться и рожденными Богом, как исшедшие из недр Его существа, рождение же не есть творение, от него отличается.
Далее,
в каком отношении находятся эти сыны Божий к Божественным
ипостасям?
Это не означает, однако, что только Вторая
Ипостась имеет образ человека, —
в отдельности от Первой и Третьей, ибо такой отдельности вообще нельзя допустить относительно Св.
Не о нем ли говорится и
в Апокалипсисе: «И услышал я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним 144 000, у которых имя Отца Его написано на челах» (указуется на их особое отношение к
ипостаси Отца).
Каждый
в отдельности есть полу-человек, однако является самостоятельной личностью,
ипостасью, имеет свою духовную судьбу.
Это умножение
ипостасей, по определению Божию, должно совершаться через сочетание полов:
в чреслах первой человеческой пары находится начало единой цепи человеческих существ, связывающей их
в одну семью.
Хотя собственная жизнь ангелов для нас совершенно недоведома, мы знаем, однако, что и ангелы сотворены Богом и, хотя бесплотны
в том смысле, что не имеют тела человеческого, но имеют
ипостась: они суть не безликие, а ипостасные силы Божий, созданные Логосом [Шеллинг
в своем учении об ангелах (Philosophie der Offenbarung, II, 284 ел.),
в соответствии общим своим взглядам, отрицает сотворенность ангелов (nicht erschaffen) и видит
в них только «потенции» или идеи: «leder Engel ist die Potenz — Idee eines Bestimmten Geschöpfes des Individuums» (286).
Жертвуя своей
ипостасью, выходя из себя
в любви, по образу триипостасного Бога, человек находит
в себе свое существо.
Шеллинг, которому принадлежит заслуга отчетливой постановки этого вопроса, усматривает
в язычестве откровение Второй
Ипостаси и
в языческих богах видит лики Христа до Его пришествия
в мир.
«
В язычестве посредствующая личность (Шеллинг разумеет вторую потенцию, соответствующую
в его метафизике Второй
Ипостаси) действовала только как природная сила (Potenz), но, так как истинный сын, подлинный Христос, присутствует и
в ней, то Христос был уже
в мифологии, хотя
в то же время и не как Христос.
Очевидно также, что и для тех, кто видит
в язычестве лишь исключительное откровение Второй
Ипостаси, существует только одно средство справиться с богинями — это подвергнуть их нейтрализующему их пол истолкованию, как и делает, напр...
Нельзя, конечно, ни на минуту забывать, сколь неточно, затемненно и извращенно открывались язычеству религиозные истины и постигались им небесные иерархии, но, даже и памятуя
в достаточной мере об этом, мы можем все-таки признать, что
в почитании женской
ипостаси в божестве язычеству приоткрывались священные и трепетные тайны, не раскрывшиеся
в полноте, быть может, еще доселе и боящиеся преждевременного обнажения.
Троицы, хотя он и весь полон об этом указаний и символов;
в частности, остается нераскрытой
ипостась Отца, так же как и Сына.
Поэтому откровение об
ипостасях стало вообще возможно лишь во Христе,
в котором явлена была не только Вторая
Ипостась, но и одновременно и Первая, и Третья, почему христианство есть откровение не о Сыне только, но уже о всей св.
Три
ипостаси сливались еще
в единую общую ипостасность, подобно тому как при отдаленном расстоянии раздельные вершины сливаются
в одну гору.
Троицы, взаимному истощанию Божественных
Ипостасей во взаимной любви, блаженству жизни
в Другом и чрез Другого.
Между прочим, нельзя не поражаться близостью основного и наиболее интимного мотива федоровской религии; религиозной любви к умершим отцам, к существу египетской религии, которая вся вырастает из почитания мертвых: весь ее культ и ритуал есть разросшийся похоронный обряд [Египетская религия основана на вере
в загробное существование и воскресение для новой жизни за гробом, причем культ богов и умерших Озириса и Озирисов (ибо всякий умерший рассматривался как
ипостась Озириса) сливается
в один ритуал.