Бог не есть сущность (субстанция — ουσία), как разумеется она просто или в том смысле, что она есть и начало; и не есть потенция, как разумеется потенция просто или в том смысле, чтобы быть посредствующей (срединой, μεσάτης); и не
есть энергия, как разумеется она просто или в том смысле, что она есть цель преднамечаемого сообразно потенции и вытекающего из сущности движения.
Неточные совпадения
Вера
есть,
быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные
энергии: ни наука, ни искусство не обладают той силой духовного напряжения, какая может
быть свойственна религиозной вере.
Чтобы понять значение культа, нужно принять во внимание его символический реализм, его мифотворческую
энергию: для верующих культ не
есть совокупность своевольно избранных символов, но совершенно реальное богодейство, переживаемый миф или мифологизирование действительности.
Ибо Он неограничен, и недвижен, и беспределен,
будучи безмерно выше (= абсолютно трансцендентен для) всякой сущности, мощи (потенции) и действенности (
энергии)…
Вопрос поставлен
был так: представляет ли свет, осиявший Христа на Фаворе и виденный апостолами, прямое действие Божие, Его «
энергию» (ενέργεια), несозданную и вечную, или же он
есть только чувственное знамение в доступной для грубого понимания учеников форме?
Этим поставлен
был и более общий вопрос: существует ли несозданная, следовательно, вечная божественная
энергия, которою Бог открывается людям, единая, но многообразная и многоликая, нераздельная, но разделяющаяся для приобщающихся ее благодатному воздействию, или же Бог непосредственно открывается людям, употребляя для этого тварные, во времени созидаемые средства?
И самое бытие Божие познается относительно не сущности, но лишь
энергией: «не из сущности
энергия, но из
энергии познается сущность, что она
есть, но не что она
есть.
На основании этого различается и от сущности
энергия, ибо она
есть показующее, сущность же
есть показуемое чрез нее в своем бытии» [Ibid., 1220.].
Хотя Бог
есть и называется природой всего сущего, ибо все Ему причастно и существует в силу этой причастности, но не причастности (μεθέξει) к Его природе, а к Его
энергиям.
При этом божественные
энергии не могут
быть приурочиваемы к отдельным ипостасям св.
Энергия есть Божество, целое и единое в каждом луче своем, Божество действующее, открывающееся ad extra.
В этом смысле
энергия Божия во всяком своем проявлении, как действие Божие, неотделимое от Бога, но являемое твари,
есть Бог в творении, само Абсолютное-Трансцендентное.
И действие Духа Святого в таинствах христианских тоже
есть Сам Бог, а также и Имя Божие, которое
есть постоянно совершающееся действие силы Божией,
энергия Божества,
есть Бог.
Божественные
энергии, струящиеся в мир, откровения Божества в твари, вносят тем самым различимость в само Божество, которое постольку уже перестает
быть чистым НЕ для мира, но, раскрывая внутрибожественную жизнь, делает ведомым то, что неведомо, вносит в имманентное сознание то, что ему трансцендентно, так сказать, дробит и множит Божество, как единый солнечный луч дробится и множится в своих отражениях и преломлениях.
София
есть энтелехия» мира (в аристотелевском смысле), та его потенция, которая становится
энергией.
Эта непроницаемость связана с неорганизованностью, с хаотическим состоянием мировой материи, имеющей множество несвязанных и независимых центров и, стало
быть, распадающейся на отдельные взаимовытесняющиеся части (как бы мы их ни называли: атомы, электроны, центры
энергии и под.).
IV, 13 (конечно, грех лежит в
энергии, а не сущности, и поэтому не
есть дело Бога).
Адам-Кадмон
есть сефиротическое древо и содержит в себе всю полноту божественных
энергий, или сефир.
Но при этом пророке вовсе не
есть простой медиум, напротив, ему присуще величайшее напряжение индивидуальной
энергии, — достаточно вызвать в памяти величественные образы Исайи, Иеремии, Илии и Иоанна Крестителя.
Власть и право в жизненной своей слиянности неразрывны и соотносительны; если право имеет свое основание во власти, то и последняя свою жизнь проявляет в праве: оно
есть «высказанное слово» власти, ее «
энергия».
Задача трудна, господа, особенно ввиду столь короткого срока, но… в нас
есть энергия, есть молодые силы, есть твердая вера в свое дело, есть любовь к свободе и родине, есть, наконец, способности и разум, а быть может, найдутся между нами и гениальные военные таланты!
Неточные совпадения
Очевидно, что когда эти две
энергии встречаются, то из этого всегда происходит нечто весьма любопытное. Нет бунта, но и покорности настоящей нет.
Есть что-то среднее, чему мы видали примеры при крепостном праве. Бывало, попадется барыне таракан в супе, призовет она повара и велит того таракана съесть. Возьмет повар таракана в рот, видимым образом жует его, а глотать не глотает. Точно так же
было и с глуповцами: жевали они довольно, а глотать не глотали.
Бородавкин стоял на одном месте и рыл ногами землю.
Была минута, когда он начинал верить, что
энергия бездействия должна восторжествовать.
Это
была какая-то дикая
энергия, лишенная всякого содержания, так что даже Бородавкин, несмотря на свою расторопность, несколько усомнился в достоинстве ее.
Более всего заботила его Стрелецкая слобода, которая и при предшественниках его отличалась самым непреоборимым упорством. Стрельцы довели
энергию бездействия почти до утонченности. Они не только не являлись на сходки по приглашениям Бородавкина, но, завидев его приближение, куда-то исчезали, словно сквозь землю проваливались. Некого
было убеждать, не у кого
было ни о чем спросить. Слышалось, что кто-то где-то дрожит, но где дрожит и как дрожит — разыскать невозможно.
Но глуповцы тоже
были себе на уме.
Энергии действия они с большою находчивостью противопоставили
энергию бездействия.