Неточные совпадения
Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном
самосознании.
Тогда русское
самосознание освобождается от лживых и фальшивых идеализаций, от отталкивающего бахвальства, равно как и от бесхарактерного космополитического отрицания и иноземного рабства.
Но
самосознание ее должно быть и ее самоочищением.
Самосознание предполагает самокритику и самообличение.
Никогда бахвальство не было
самосознанием, оно может быть лишь полным затмением.
Блестящий пример полной утери истинного
самосознания и полной тьмы от бахвальства и самомнения являет ныне Германия.
И
самосознание России должно быть прежде всего освобожденным от подвластности и порабощенности у собственной национальной стихии.
Русское
самосознание не может быть ни славянофильским, ни западническим, так как обе эти формы означают несовершеннолетие русского народа, его незрелость для жизни мировой, для мировой роли.
Это путь к
самосознанию, к осознанию того, что нужно России для раскрытия ее великих духовных потенций, для осуществления ее мировых задач.
Русское национальное
самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
Я думаю, что нынешний исторический день совершенно опрокидывает и славянофильские, и западнические платформы и обязывает нас к творчеству нового
самосознания и новой жизни.
Вынужденное всемирной историей обращение к интересам международным, к историческим судьбам народов и их взаимоотношениям обращает также и внутрь жизни каждого народа, повышает и укрепляет национальное самочувствие и
самосознание.
Эта погруженность в стихию русской земли, эта опьяненность стихией, оргийное ее переживание не совместимы ни с какой культурой ценностей, ни с каким
самосознанием личности.
Тема — основная для нашего национального
самосознания и очень ответственная; тема — основная для философии истории и требующая серьезной философской подготовки.
Мы уже вступаем в тот возраст нашего бытия, когда время нам уже выйти из детского западничества и детского славянофильства, когда мы должны перейти к более зрелым формам национального
самосознания.
Наша консервативная мысль была еще родовой мыслью, в ней не было
самосознания личного духа.
Но это
самосознание личного духа мало чувствовалось и в нашей прогрессивной мысли.
Необходимо внутри нашего национального
самосознания произвести расчленения и очищения.
Растет национальное
самосознание.
Подлинное национальное
самосознание ставит бытие нации в перспективу мировой истории, оно преодолевает провинциализм национальной жизни и национальных интересов.
Славянофильство имело большие заслуги в деле национального
самосознания, но оно было первоначальной, детской стадией этого
самосознания, не соответствующей нынешнему историческому возрасту.
Мировое столкновение славянской расы с расой германской, к которому вела вся история и которое не было непредвиденным, не может, казалось бы, не привести к славянскому
самосознанию.
Русское национальное
самосознание и
самосознание всеславянское рождалось у нас в распрях славянофильства и западничества.
В этом с гегелевским оптимизмом очень сходится гартмановский пессимизм, для которого тоже процесс
самосознания Божества происходит в германском духе.
Неточные совпадения
«Классовое
самосознание? Да — был ли мальчик-то?»
Слушая, как в редакции говорят о необходимости политических реформ, разбирают достоинства европейских конституций, утверждают и оспаривают возникновение в России социалистической крестьянской республики, Самгин думал, что эти беседы, всегда горячие, иногда озлобленные, — словесная игра, которой развлекаются скучающие, или ремесло профессионалов, которые зарабатывают хлеб свой тем, что «будят политическое и национальное
самосознание общества».
Классовым
самосознанием обладает только верхний слой буржуазии…
Неприятно было вспомнить, что Кутузов был первым, кто указал на нелепую несовместимость марксизма с проповедью «национального
самосознания», тогда же начатой Струве в статье «Назад к Фихте».
— Так вот, значит: у одних — обман зрения, у других — классовая интуиция. Ежели рабочий воспринимает учение, ядовитое для хозяина, хозяин — буде он не дурак — обязан несколько ознакомиться с этим учением. Может быть, удастся подпортить его. В Европах весьма усердно стараются подпортить, а наши юные буржуйчики тоже не глухи и не слепы. Замечаются попыточки организовать классовое
самосознание, сочиняют какое-то неославянофильство, Петра Великого опрокидывают и вообще… шевелятся.