Неточные совпадения
Славянофилы и Достоевский всегда противополагали внутреннюю свободу русского народа, его
органическую, религиозную свободу, которую он не уступит ни за какие блага мира, внутренней несвободе западных народов, их порабощенности внешним.
Везде личность подавлена в
органическом коллективе.
Все заключено в
органической жизни слов и от них не может быть оторвано.
Русский человек не ставил себе задачей выработать и дисциплинировать личность, он слишком склонен был полагаться на то, что
органический коллектив, к которому он принадлежит, за него все сделает для его нравственного здоровья.
Человек должен жить в
органическом коллективе, послушный его строю и ладу, образовываться своим сословием, своей традиционной профессией, всем традиционным народным укладом.
Он привык возлагаться не на себя, не на свою активность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на
органический коллектив, на что-то внешнее, что должно его подымать и спасать.
Преклонение перед
органической народной мудростью всегда парализовало мысль в России и пресекало идейное творчество, которое личность берет на свою ответственность.
Первоначальная
органическая целостность не может быть сохранена и перенесена в высший тип духовности, без мучительного дифференцирующего процесса, без отпадения и секуляризации.
Много есть тяжелого и болезненного в этом процессе, так как нелегок переход от старой цельности через расщепление и разложение всего
органического к новой, не бывшей еще жизни.
Историческая эпоха, в которую мы вступаем, требует
органического соединения национального сознания с сознанием универсальным, т. е. определения мирового призвания национальностей.
Но ценности эти недостижимы в той поверхностной и
органической области, в которой предполагали их достигнуть.
Отсюда —
органическое культуртрегерство немцев.
Почему было бы справедливым сохранение status quo в разлагающейся, не имеющей будущего Турции или в искусственной, не
органической и не имеющей никакой самостоятельной миссии Австрии?
Для Толстого частная, растительно
органическая жизнь всегда реальнее и существеннее, чем жизнь духовная, чем презираемое им культурное творчество, чем «науки и искусства».
Он перестал видеть и личность, она утонула в
органической стихии.
Отвлеченная и максималистская политика всегда оказывается изнасилованием жизни, ее
органического роста и цвета.
Совершается роковой процесс машинизации жизни, замена
органического механическим.
Машина разрывает дух и материю, вносит расщепление, нарушает первоначальную
органическую целостность, спаянность духа и плоти.
Машинность, механичность культуры распыляет плоть мира, убивает
органическую материю, в ней отцветает и погибает
органическая материя, родовая материальная жизнь.
Старый
органический синтез материальной, плотской жизни в машине приходит к концу.
Что-то надломилось в
органической жизни человечества, и началось что-то новое, все еще не до конца осознанное и опознанное.
Свою русскую
органическую целостность мы противополагаем западной механической раздробленности.
Повсюду первоначальная
органическая цельность расщепляется и разлагается, совершается дифференциация и расслоение.
Утерянная
органическая целостность и спаянность в периоде разорванности и расслоенности обманно представляется утерянным раем, почти божественным состоянием.
Но эта первоначальная
органическая целостность была не божественным и райским состоянием, а природным и скованным состоянием.
В природной
органической жизни дух и плоть еще не дифференцированы, но означает это не высшее состояние духа, а элементарное его состояние, всегда связанное с тяжелой борьбой за существование и злым принуждением.
И вот чудовища — машины умертвляют природную
органическую целостность и косвенно, мучительными путями высвобождают дух из природной связанности.
Какие маловеры все эти видящие гибель духа в разложении ветхой
органической материи.
Только
органическое ощущается священным, механическое никогда не ощущается священным.
Секуляризация всей внешней жизни связана с расщеплением и раздвоением, с утерей первоначальной
органической цельности.
Но нельзя идеализировать
органическую природу и ее естественный порядок, в котором все основано на борьбе за существование и взаимном истреблении и пожирании.
Природно-органическое не есть еще ценное, не есть то высшее, что нужно охранять.
Это — путь расслоения материи, того искусственного ее усложнения, которое ведет к освобождению от материи, от тяжести ее
органических функций.
Обращение к элементарному
органическому прошлому, идеализация его, боязнь страдальческого развития есть малодушие и любовь к покою, леность духа.
Ей предстоит еще жертвенно отречься от своего материального
органического прошлого, от старого своего хозяйствования, от старого своего государствования, которое многим еще представляется
органическим, но которое уже подгнило в своей основе и разлагается.
Органическая, естественная среда человека, земля, растения, животные и пр., может быть убита техникой; что тогда будет?
Возникает новая реальность, отличная и от природной неорганической реальности, и от природной
органической реальности.
Потрясающее развитие техники, как автономной сферы, ведет к самому основному явлению нашей эпохи: к переходу от жизни
органической к жизни организованной.
Древнее общение человека с жизнью природы теперь возможно лишь через воззрения духовные, оно не может быть просто
органическим в старом смысле слова.
Средневековью была свойственна идея
органического единства.
Духовность прошлого была иногда слишком прикреплена к материальной жизни, которая почиталась освященной
органической жизнью, как бы сотворенной Богом и неизменной.
Ныне дух отрывается от этой связанности с
органической плотью жизни.
Неточные совпадения
Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем (он слишком окаменел, чтобы на нем могло что-нибудь отражаться), а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой
органической связи.
Теперь Алексей Александрович намерен был требовать: во-первых, чтобы составлена была новая комиссия, которой поручено бы было исследовать на месте состояние инородцев; во-вторых, если окажется, что положение инородцев действительно таково, каким оно является из имеющихся в руках комитета официальных данных, то чтобы была назначена еще другая новая ученая комиссия для исследования причин этого безотрадного положения инородцев с точек зрения: а) политической, б) административной, в) экономической, г) этнографической, д) материальной и е) религиозной; в-третьих, чтобы были затребованы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие приняты этим министерством для предотвращения тех невыгодных условий, в которых ныне находятся инородцы, и в-четвертых, наконец, чтобы было потребовано от министерства объяснение о том, почему оно, как видно из доставленных в комитет сведений за №№ 17015 и 18308, от 5 декабря 1863 года и 7 июня 1864, действовало прямо противоположно смыслу коренного и
органического закона, т…, ст. 18, и примечание в статье 36.
Когда дело дошло до коренного и
органического закона, противник вскочил и начал возражать.
Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи — создания
органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
На одной было заглавие: «Философия, в смысле науки»; шесть томов в ряд под названием: «Предуготовительное вступление к теории мышления в их общности, совокупности, сущности и во применении к уразумению
органических начал обоюдного раздвоения общественной производительности».