Цитаты со словом «называть»
В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я
назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
То, что
называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском народе.
Иоанн Грозный, производя себя от Пруста, любил
называть себя немцем.
Интересно, что в начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в культурном слое и в народе, Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже
называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Александра I можно
назвать русским интеллигентом на троне.
Масоны и декабристы подготовляют появление русской интеллигенции XIX в., которую на Западе плохо понимают, смешивая с тем, что там
называют intellectuels.
Достоевский более всего интересовался судьбой русского интеллигента, которого он
называет скитальцем петербургского периода русской истории.
То, что о. Г. Флоровский неверно
называет выходом из истории — «просвещение», утопизм, нигилизм, революционность, — есть также историческое [См.: о. Г. Флоровский.
Он
назвал их «двуликим Янусом».
Хомякова и славянофилов нельзя
назвать в точном смысле мессианистами.
Достоевский тут условно
называет себя славянофилом.
Но если России не был свойствен гуманизм в западноевропейском ренессансном смысле, то ей была очень свойственна человечность, т. е. то, что иногда условно
называют гуманитаризмом, и в русской мысли раскрывалась диалектика самоутверждения человека.
Не случайно
назвали его «жестоким талантом».
Достоевского все же можно
назвать христианским гуманистом в сопоставлении с христианским или, вернее, лжехристианским антигуманизмом К. Леонтьева.
Толстого нельзя
назвать гуманистом в западном смысле.
Святоотеческая антропология была ущербна, в ней не было соответствия истине христологической, не было того, что я
назвал христологией человека в своей книге «Смысл творчества».
Но высшее сознание о человеке проходит у нас через раздвоение, через то, что Гегель
называл несчастным сознанием.
В 1849 г. петрашевцы, как их
называли, были арестованы, двадцать один человек были приговорены к смертной казни, в том числе Достоевский, с заменой каторгой.
Свое миросозерцание он
называет субъективно-антропоцентрическим и противополагает его метафизическому (эксцентрическому) миросозерцанию.
Его можно было бы
назвать православным социалистом.
Его всю жизнь беспокоил вопрос о возможности христианского общества, и он обличал ложь общества, которое лжеименно
называло себя христианским.
Соловьева есть своя утопия, которую он
называет свободной теократией.
Русский нигилизм имеет мало общего с тем, что иногда
называют нигилизмом на Западе.
Нигилистом
называют Ницше.
Нигилистами можно
назвать таких людей, как Морис Баррес.
Искренность и правдивость его были так велики, что его
назвали «хрустальной коробочкой».
Поэтому его и можно
назвать гениальным писателем, единственным гениальным писателем Франции.
Единственным философом либерализма можно было бы
назвать Б. Чичерина, да и он скорее был либеральным консерватором или консервативным либералом, чем чистым либералом.
Его можно было бы
назвать правым западником.
Ложная теократия и ее обратное безбожное подобие и есть то, что сейчас
называют тоталитарным строем, тоталитарным государством.
Намечается очень оригинальная гносеология, которую можно было бы
назвать соборной, церковной гносеологией.
Догматическое богословие митрополита Макария, которое Хомяков
назвал восхитительно-глупым, выражавшее официальную церковность, было снимком с католической схоластики.
В известном смысле Хомякова можно
назвать православным модернистом, у него есть некоторое родство с католическим модернизмом — борьба против схоластики и против интеллектуалистического понимания догматов, сильный модернистический элемент защиты свободной критической мысли.
Но совершенно верна была его мысль, что нельзя рассматривать то, что он
называл «отвлеченными началами», как зло, грех и заблуждение.
Преодоление «отвлеченных начал» и есть то, что Гегель
называет Aufhebung.
Подруга вечная, тебя не
назову я.
В XIX в. можно
назвать немного людей из духовной среды, которые представляют интерес, хотя они остаются вне основных духовных течений.
Понимание Бухаревым христианства можно было бы
назвать панхристизмом.
Архиепископа Иннокентия можно
назвать скорее философом, чем богословом.
Я
назвал бы это мессианской чувствительностью, одинаково свойственной людям из народа и людям высшей культуры.
Трактир этот тогда
называли «Яма».
Этот гнойник русского народа, осмеливавшийся
называть себя союзом русского народа, ненавидел все, что есть великого в русском народе, все творческое, все, что свидетельствовало о высоком призвании русского народа в мире.
Но только никак нельзя его
назвать розовым, оно — трагическое.
Он
называл сынов блудными сынами, потому что они забыли могилы отцов, увлеклись женами, капитализмом и цивилизацией.
Н. Федорову принадлежит совершенно оригинальное истолкование апокалиптических пророчеств, которое можно
назвать активным, в отличие от обычного пассивного истолкования.
Он стремится к тому, что
называет Révélation de la Révélation.
А. Белый
называет «нашими» только тех, которые видели «зори» и предчувствовали зоревое откровение.
Мысль его все же нельзя
назвать творческим словом в христианстве.
Его направление
называют софиологическим, и его софиология вызывает резкие нападки правоортодоксальных кругов.
О. С. Булгаков
называет свою точку зрения панентеизмом (термин Краузе), в отличие от пантеизма.
Цитаты из русской классики со словом «называть»
Они, например, никогда не
называют Рафаэля — Рафаэлем, Корреджио — Корреджием: «Божественный Санцио, неподражаемый де Аллегрис», — говорят они, и говорят непременно на о.
Не приказывала, не горячилась, а только «рекомендовала», никого не звала презрительными уменьшительными именами (Агашу, несмотря на то, что она была из Малиновца, так и
называла Агашей, да еще прибавляла: «милая») и совсем забывала, что на свете существует ручная расправа.
Если же
называть его станет именованиями смрадными и бранными словами поносить, как то на рынках употребительно, то сие есть личность, но язвительная и недозволенная.
В то время было принято
называть Мак-Магона"честною шпагой"(кажется, Тьер первый окрестил его этим прозвищем), но многие к этому присовокупляли, что"честная шпага"есть прозвище иносказательное, под которым следует разуметь очень-очень простодушного человека.
Слово талант, под которым они разумели прирожденную, почти физическую способность, независимую от ума и сердца, и которым они хотели назвать всё, что переживаемо было художником, особенно часто встречалось в их разговоре, так как оно им было необходимо, для того чтобы
называть то, о чем они не имели никакого понятия, но хотели говорить.
Ассоциации к слову «называть»
Синонимы к слову «называть»
Предложения со словом «называть»
- Культурным стали называть человека, обладающего изяществом манер, воспитанием, начитанностью.
- Культура кловис, а её иногда ещё называют культура лано, знаменита желобчатыми наконечниками метательных орудий, которые были специально так выполнены, чтобы их удобнее было насаживать на деревянное древко.
- Здесь не принято называть друг друга по отчеству, и такая форма общения принята по отношению к старшему уважаемому человеку.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «называть»
Значение слова «называть»
Афоризмы русских писателей со словом «называть»
- Кто знает, что такое слово!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть? [Пушкин]
- Он <Лермонтов> подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
- Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно