Другой этот способ усвоения людьми новой
открывшейся истины и переход к новому устройству жизни состоит в том, что люди усваивают истину не только потому, что они познают ее пророческим чувством или опытом жизни, а потому еще, что при известной степени распространения истины, люди, стоящие на низшей степени развития, принимают ее все сразу, по одному доверию к тем, которые приняли ее внутренним способом и прилагают ее к жизни.
Неточные совпадения
Но бывают времена, когда
открывшаяся сначала некоторым людям высшая против прежней степень сознания
истины, равномерно переходя от одних к другим, захватывает такое большое количество людей, что прежнее общественное мнение, основанное на низшей степени сознания, начинает колебаться и новое уже готово установиться, но еще не установилось.
Свобода, заключенная между пределами незнания
истины и признания известной степени ее, кажется людям не свободою, тем более, что, хочет или не хочет человек признать
открывшуюся ему
истину, он неизбежно будет принужден к исполнению ее в жизни.
И потому сила эта не может хотеть от нас того, что неразумно и невозможно: устроения нашей временной, плотской жизни, жизни общества или государства. Сила эта требует от нас того, что одно несомненно, и разумно, и возможно: служения царствию божию, т. е. содействия установлению наибольшего единения всего живущего, возможного только в
истине, и потому признания
открывшейся нам
истины и исповедания ее, того самого, что одно всегда в нашей власти.
Свобода человека не в том, что он может независимо от хода жизни и уже существующих и влияющих на него причин совершать произвольные поступки, а в том, что он может, признавая
открывшуюся ему
истину и исповедуя ее, сделаться свободным и радостным делателем вечного и бесконечного дела, совершаемого богом или жизнью мира, и может, не признавая эту
истину, сделаться рабом ее и быть насильно и мучительно влекомым туда, куда он не хочет идти.
Для каждого человека есть всегда
истины, не видимые ему, не
открывшиеся еще его умственному взору, есть другие
истины, уже пережитые, забытые и усвоенные им, и есть известные
истины, при свете его разума восставшие перед ним и требующие своего признания. И вот в признании или непризнании этих-то
истин и проявляется то, что мы сознаем своей свободой.