Преодоление «просвещения» должно означать не совершенное его отрицание, не возврат к состоянию до «просвещения», а
достижение состояния высшего, чем «просвещение», в которое войдут его положительные завоевания.
Неточные совпадения
Нехлюдов в это лето у тетушек переживал то восторженное
состояние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по себе познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней человеку, видит возможность бесконечного совершенствования и своего и всего мира и отдается этому совершенствованию не только с надеждой, но и с полной уверенностью
достижения всего того совершенства, которое он воображает себе.
Русь совсем не свята и не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости, она — свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых и святость, только в святости видит высшее
состояние жизни, в то время как на Западе видят высшее
состояние также и в
достижениях познания или общественной справедливости, в торжестве культуры, в творческой гениальности.
Люди романтического типа более всего стремятся пережить
состояние экстатического подъема, независимо от того, связано ли это с
достижением истины и смысла.
Учение Христа тем отличается от прежних учений, что оно руководит людьми не внешними правилами, а внутренним сознанием возможности
достижения божеского совершенства. И в душе человека находятся не умеренные правила справедливости и филантропии, а идеал полного, бесконечного божеского совершенства. Только стремление к этому совершенству отклоняет направление жизни человека от животного
состояния к божескому настолько, насколько это возможно в этой жизни.
Или нужно было признать Радищева человеком даровитым и просвещенным, и тогда можно от него требовать того, чего требует Пушкин; или видеть в нем до конца слабоумного представителя полупросвещения, и тогда совершенно [неуместно замечать, что лучше бы ему вместо «брани указать на благо, которое верховная власть может сделать, представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению
состояния крестьян, потолковать о правилах, коими должен руководствоваться законодатель, дабы, с одной стороны, сословие писателей не было притеснено, и мысль, священный дар божий, не была рабой и жертвой бессмысленной и своенравной управы, а с другой — чтоб писатель не употреблял сего божественного орудия к
достижению цели низкой или преступной»].