Цитаты со словом «инквизитор»

Область
поиска
Область
поиска
В юности с пронизывающей остротой запала в мою душу тема «Легенды о Великом Инквизиторе».
Там есть уже идейная диалектика «Легенды о Великом Инквизиторе», в которой утверждается религия свободы.
Идейная диалектика о человеке и его судьбе начинается в «Записках из подполья», будет дальше раскрываться через все романы Достоевского и найдет свое завершение в «Легенде о Великом Инквизиторе».
«Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за Тобой, прельщенный и плененный Тобой» (слова Великого Инквизитора).
«Свобода их веры Тебе была дороже всего», — говорит Великий Инквизитор Христу.
В этих словах Великого Инквизитора Христу чувствуется исповедание веры самого Достоевского.
Учение Великого Инквизитора, как и учение Шигалева, порождены своеволием, богопротивлением.
Уже в изумительных мыслях героя «Записок из подполья» намечается то, что окончательно раскрывается в П. Верховенском, Шигалеве, Великом Инквизиторе.
Как кошмар давила и преследовала Достоевского идея о том, что человечество, изменившее Истине Христовой, в своем бунте и своеволии должно прийти к системе «безграничного деспотизма» Шигалева, П. Верховенского, Великого Инквизитора.
Такова система Шигалева и такова же система Великого Инквизитора.
Мы еще увидим, что диалектика о свободе достигает у Достоевского своего завершения в «Легенде о Великом Инквизиторе», в которой концентрируются все темы, соединены все нити.
К самому Достоевскому применимы слова Великого Инквизитора: «Ты взял все, что было необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по силам людям, а потому поступил как бы не любя их вовсе».
Безбожная, антихристианская любовь к человеку и человечеству — центральная тема «Легенды о Великом Инквизиторе».
Религия социализма говорит словами Великого Инквизитора: «Все будут счастливы, все миллионы людей».
Так это в шигалевщине и в планах Петра Верховенского, как и в учении Великого Инквизитора, который ведь под маской католичества проповедует религию социализма, религию хлеба земного, социального муравейника.
Поэтому «Легенда о Великом Инквизиторе», к которой мы еще вернемся в отдельной главе, написана одинаково и против социализма, и против католичества.
Мысли Великого Инквизитора до поразительности совпадают с мыслями П. Верховенского, Шигалева и других представителей революционного социализма у Достоевского.
Тут торжествует то же начало, которое потом развивает Великий Инквизитор, но без романтической грусти последнего, без своеобразного величия его образа.
«Легенда о Великом Инквизиторе» — вершина творчества Достоевского, увенчание его идейной диалектики.
Судьба человека неотвратимо влечет его или к Великому Инквизитору, или к Христу.
Своеволие ведет к утере и отрицанию свободы духа в системе Великого Инквизитора.
Истина о свободе раскрывается лишь по противоположности идеям Великого Инквизитора, она ярко светит через возражения против нее Великого Инквизитора.
Аргументирует, убеждает Великий Инквизитор.
Но безответность Христа, Его кроткое молчание убеждает и заражает сильнее, чем вся сила аргументации Великого Инквизитора.
Он начертал возвышенный образ Великого Инквизитора.
Потеряв веру, Великий Инквизитор почувствовал, что огромная масса людей не в силах вынести бремени свободы, раскрытой Христом.
Великий Инквизитор не верит в Бога, но он не верит также и в человека.
Великий Инквизитор прежде всего отрицает идею Богочеловечества, близости и соединенности божеского и человеческого начала в свободе.
Великий Инквизитор восстал против Бога во имя человека, во имя самого маленького человека, того самого человека, в которого он также не верит, как и в Бога.
«Эвклидов ум» неизбежно должен прийти к системе Великого Инквизитора, то есть к созданию муравейника на началах необходимости, к уничтожению свободы духа.
Эта тема ставится еще в «Записках из подполья», в «Бесах» у Шигалева и П. Верховенского и разрешается в «Легенде о Великом Инквизиторе».
Если мировая жизнь не имеет высшего Смысла, если нет Бога и бессмертия, то остается устроение земного человечества по Шигалеву и Великому Инквизитору.
И Великий Инквизитор обвиняет Христа в том, что, обременив людей непосильной свободой, Он поступил как бы не любя их.
Великий Инквизитор печется о тех многих, неисчислимых, как песок морской, которые не могут вынести испытания свободы.
Великий Инквизитор говорит, что «человек ищет не столько Бога, сколько чудес».
В этих словах сказывается низкое мнение Великого Инквизитора о человеческой природе, неверие в человека.
Великого Инквизитора возмущает аристократизм религии Христа.
И вот Великий Инквизитор становится на защиту слабосильного человечества, во имя любви к людям отнимает у них дар свободы, обременяющий страданиями.
Великий Инквизитор говорит Христу то, что социалисты обычно говорят христианам: «Свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться между собою.
Великий Инквизитор обещает избавить людей «от великой заботы и страшных теперешних мук решения личного и свободного.
И все будут счастливы, все миллионы существ». «Великий Инквизитор ушел от гордых и воротился к смиренным для счастья этих смиренных».
Великий Инквизитор принимает все три искушения во имя счастья и успокоения людей.
Система Великого Инквизитора решает все вопросы о земном устроении людей.
Тайна Великого Инквизитора в том, что он не со Христом, а с ним.
Дух Великого Инквизитора — дух, подменяющий Христа антихристом, — является в разных обличьях в истории.
Католичество в своей системе папской теократии, превращающей церковь в государство, для Достоевского — одно из обличий духа Великого Инквизитора.
Но государство, знающее свои границы, никогда не есть выражение духа Великого Инквизитора, не насилует свободы духа.
Дух Великого Инквизитора может одинаково проявляться на крайней «правой» и на крайней «левой».
Мысли Великого Инквизитора повторяются революционерами и социалистами — П. Верховенским и Шигалевым.
И Шигалев, подобно Великому Инквизитору, был «фанатиком человеколюбия».
 

Цитаты из русской классики со словом «инквизитор»

Это Рим, да и Рим не весь, это неправда — это худшие из католичества, инквизиторы, иезуиты!..
Судя по всем вероятиям, догадываюсь: не попался ли я в руки инквизиции, и тот, которого я принял за канцлера, не есть ли сам великий инквизитор.
И если бы не было бессмертия, то Великий Инквизитор был бы прав.
Это и есть идеология зла, защита богоотступничества; это последний соблазн, соблазн Великого Инквизитора, это расслабленная женственность.
А мы его так и допрашиваем, так и шпыняем — хуже инквизиторов.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «инквизитор»

Ассоциации к слову «инквизитор»

Все ассоциации к слову ИНКВИЗИТОР

Предложения со словом «инквизитор»

Значение слова «инквизитор»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «инквизитор»

ИНКВИЗИ́ТОР, -а, м. 1. Судья инквизиции.

Все значения слова «инквизитор»

Предложения со словом «инквизитор»

  • – Старший инквизитор взглянул на коллег, которые согласно закивали.

  • Два главных инквизитора уже не справлялись с возросшим объёмом работы.

  • Равнодушный изумрудный взгляд инквизитора скользнул по мне, и душу на мгновение кольнуло беспокойство.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «инквизитор»

Ассоциации к слову «инквизитор»

Каким бывает «инквизитор»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я