Применяя терминологию Канта, у которого, впрочем, мы не находим самого слова «дух», можно, сказать, что
реальность духа есть реальность свободы, а не реальность природы.
Неточные совпадения
Материалистическое отрицание
духа есть в конце концов неверное описание данных в опыте
реальностей, как неверно описание световых явлений дальтонистом.
Спиритуализм обычно понимает
дух как субстанцию, как
реальность особого качества среди вещей природного мира, но все же
реальность в том же смысле.
Этим приписывалась
духу реальность, подобная
реальности объектов объективного мира.
Дух не только не есть объективная
реальность, но не есть бытие как рациональная категория.
Дух есть
реальность не только иная, чем
реальность природного
духа, чем
реальность объектов, но есть
реальность совсем в другом смысле.
В так называемом объективном мире нет такой природы, такой вещи, такой объективной
реальности, которую мы могли бы назвать
духом.
И это совсем не дóлжно понимать в смысле отвлеченного спиритуализма, который противополагает
дух реальностям души и тела, причем душа и тело оказываются подавленными или отрицаемыми
духом, который ставится в одну линию
реальности с
реальностями природными, душевными и телесными.
Дух и есть
реальность, раскрывающаяся в экзистенциальном субъекте и через него,
реальность, идущая изнутри, а не извне, не от объективированного мира.
Дух субъективен и раскрывается в субъекте, но он спасает от дурной «субъективности», от неспособности различать
реальности и соединяться с
реальностями.
Дух зряч и видит
реальности, видит и
реальности мира духовного, и
реальности мира объективированного, природного, душевного, исторического, социального.
Дух наиреальнейшая
реальность, потому что субъективно-личное реальнее объективного, объектного.
Последний род
реальности относится к
духу, к духовной действительности.
Дух утверждает свою
реальность через человека.
При этом
дух не должен быть понят как
реальность того же порядка, что и
реальность космо-теллурических сил,
реальность как бы их заменяющая и уничтожающая.
Дух есть
реальность, которая означает пробуждение высшей качественности, высшего смысла внутри сил космо-теллурических.
Дух понимали как отвлеченность, отрешенность от мира, как
реальность, противоположную
реальностям мира, в то время как
дух есть энергия, действующая внутри всех
реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы, и
дух конкретен и целостен, ничего не дробит и не отвлекает.
Объективный
дух есть детерминизм и закономерность, он есть порождение мысли, которую принимают за самостоятельную
реальность.
Человек принимает за объективные духовные
реальности мира то, что есть продукт творческой активности субъективного
духа.
Можно было бы сказать, что наибольшей
реальностью отличается борьба
духа с природой в экономике, в техническом овладении природой.
Когда мы говорим «народный
дух», то мы выражаем какую-то подлинно существующую
реальность, но это неточное выражение, это не слух, а природа, не личность, а индивидуум.
Как было уже установлено, объективация
духа есть символизация, она дает символы, знаки, а не
реальности.
Но это не будет идеализмом, который не чувствует сопротивления массивной
реальности, т. е. массы числа, не только массы человеческой, но и массы мировой материи с ее инерцией, это будет духовный реализм, не только восходящий, но и нисходящий,
дух активный, а не пассивный.
Человеческая жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое учение, признающее истинной
реальностью дух, а не материю.] и если б они были вполне логичны, то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
Я в глубине души, в более глубоком слое, чем умственные теории, поверил в первичную
реальность духа и лишь во вторичную, отраженную, символически-знаковую реальность внешнего, так называемого «объективного» мира, природного и исторического.
Неточные совпадения
Видимый мир не есть навязанная нам и принуждающая нас
реальность, он обращен к свободе
духа.
Важнее же всего сознать, что
дух совсем не есть
реальность, сопоставимая с другими
реальностями, например, с
реальностью материи;
дух есть
реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
Реальность мифа о Боге, о
Духе, об Истине нельзя доказать и не нужно.
Это коллективные
реальности, и о них часто некритически мыслят в
духе реализма понятий.
Опыт философии одиночества и общения», «
Дух и
реальность.