Цитаты со словом «гольды»
Следующим исследователем в хронологическом порядке будет академик Л. Шренк, совершивший в 1854–1856 годах путешествие по Амуру до его устья и по Уссури до реки Нор. Его этнографические исследования касаются главным образом
гольдов, ольчей и гиляков. [Л. Шренк. Об инородцах Амурского края. Изд. Академии наук, 1883 г. и «Вестник Русского Географического общества», 1857 г., кн. 19.]
Город Хабаровск основан графом Муравьевым-Амурским 31 мая 1858 года на месте небольшой гольдской [
Гольды — прежнее наименование народа нанайцев.] деревушки Бури. Отсюда получилось искаженное китайское название «Воли», удержавшееся в Маньчжурии до сих пор. Первым разместился здесь 13-й линейный батальон, который расположился как военный пост. В 1880 году сюда переведены были из Николаевска все административные учреждения, и деревушка Хабаровка переименована в город Хабаровск.
Молодой
гольд работал веслами, а старик сидел на корме и направлял свою утлую ладью к устью Уссури.
Давным-давно в одинокой фанзе жил
гольд Хээкчир Фаеигуни. Он был хороший охотник и всегда имел достаточный запас юколы для своих собак. Хээкчир был однажды в Сансине на реке Сунгари и вывез оттуда белого петуха. После этого он начал тяготиться своим одиночеством, потерял сон и стал плохо есть. Как-то раз ночью Хээкчир Фаенгуни вышел на улицу и сел у крыльца своего дома. Вдруг он услышал слова...
В этом сказании чувствуется влияние юга. Как попало оно на Амур к
гольдам из Маньчжурии?
Позднейшие писатели говорят о ходзенах и
гольдах.
Около них на прибрежной гальке сидело пять человек
гольдов.
Рукава около кистей рук были стянуты нарукавниками. На ногах
гольды носили короткие штаны, сшитые из синей дабы, наколенники, привязываемые к поясу ремешками, и мягкую обувь в виде олочей из толстой замшевой кожи.
Ни одна из народностей на Амуре не любит так украшать себя, как
гольды.
Добавьте к этому тяжелые браслеты на руках и несколько колец на пальцах, и вы получите представление о внешнем виде молодых
гольдов, щеголяющих в своих нарядных костюмах в праздничные дни и в будни.
Когда принесли наш багаж,
гольды принялись укладывать лодки и размещать пассажиров.
Был один из тех знойных и душных дней, которые характеризуются штилем, ясным, безоблачным небом и зеркально гладкой поверхностью воды. Солнечные лучи, отраженные от воды, слепили глаза и утомляли зрение, а долгое сидение в лодке в неподвижной позе вызывало дремоту. Часа через два плавания
гольды причалили к берегу, чтобы отдохнуть и покурить.
Немного в стороне высились бревенчатые амбары на сваях, в которых хранится все ценное имущество
гольдов.
Гольды пригрозили им палками, и собаки с неохотой снова улеглись на прежние места.
Эту глазированную и хорошо обожженную посуду раньше
гольды приобретали в Маньчжурии.
Здесь, по повериям
гольдов, место обитания душ усопших родственников, ожидающих, когда шаман отведет их в загробный мир.
Тотчас в фанзу стали собираться и другие
гольды. Они расселись на канах и молча стали ждать конца нашей трапезы, чтобы принять участие в разговорах. Я обратил внимание на старика, седого как лунь и сгорбленного годами. От него я узнал, что реки Дондона нет вовсе, Дондон — это название острова, селения на нем и смежной с ним протоки, а та река, по которой нам следовало итти, называется Онюй. Орочи называют ее Найхин — по имени гольдского селения при устье.
Что значит Онюй?
Гольды к названиям правых притоков Амура прибавляют слово Анэй, например: Анэй Хунгуры, Анэй Бира, Анюй, Анэй Пихца и т. д. Этимологию этого слова выяснить мне не удалось. Любопытно, что и на севере, именно в Колымском крае, мы встречаем два притока Колымы с тем же названием — Большой Анюй и Малый Анюй. Удэхейцы Дондон называют Уни. Возможно, отсюда произошло Онюй («у» легко переходит в «о»), искаженное впоследствии в Анюй.
Когда
гольды узнали, что мы хотим итти по Анюю, они начали рассказывать про реку всякие страхи. Говорили о том, что плавание по ней весьма опасно вследствие быстроты течения и множества завалов. Итти к истокам они отказались наотрез, и даже такие подарки, как ружье с патронами, не могли соблазнить их на это рискованное предприятие. Далее из расспросов выяснилось, что в нижнем течении Анюя живут гольды, а выше — удэхейцы.
Видно было, что амурские
гольды боятся Анюя.
После этого Николай Бельды велел назначенным для сопровождения нас
гольдам расходиться по домам и готовиться к походу.
Через несколько минут из Найхина пришло четверо
гольдов с лопатами и топорами.
Меня несколько удивила настойчивость, с которой
гольды искали змею, удивила также неприязнь, которую они питали к ней.
Когда выяснилось, что змея ускользнула и надежды найти ее нет никакой,
гольды забрали свои лопаты и через бурьян пошли на берег.
На мой вопрос, что случилось, один из
гольдов ответил, что это была не простая змея, а шаманка, которая служит чорту, и теперь надо в селении ждать какого-нибудь несчастья.
Я сразу понял, что появление рыжего полоза связано с каким-то событием, и решил вечером расспросить
гольдов подробно.
Докурив трубки,
гольды пошли в селение, а мы с Косяковым направились в школу, в которой остановились.
Когда начало темнеть, я вместе с Косяковым отправился в дом старшины.
Гольды только что кончили ужинать. Женщины выгребли жар из печки и перенесли горящие уголья в жаровню. Мы подсели к огню и стали пить чай. Разговор начался о родах. Говорил наш хозяин, а старик внимательно слушал и время от времени вставлял свои замечания.
До русских
гольды платили ясак маньчжурам, причем разные роды вносили его в разное время, вследствие чего в самом выгодном положении оказался род Бельды, а в наиболее тяжелом — род Дэонка. Тогда очень многие гольды из родов Дэонка, Перминка, Актенка, Соянка, Цоляцанка и Кофынка при опросе их маньчжурами назвались Бельды. Остальные роды — Марян, Посар, Оджал, Ходзяр, Моляр, Цзахсур и Юкомика — остались с прежними названиями.
До прихода русских
гольды имели торговые сношения с маньчжурами.
Старик рассказывал, что, когда он был еще мальчиком, на всем Амуре
гольды имели только два фитильных ружья, за которые было заплачено 100 отборных соболей.
Достойно удивления, что чай пить
гольды научились не от маньчжуров, а от русских.
Гольды испугались и, побросав свои жилища, убежали, кто куда мог.
Найхинские
гольды на лодках ушли вверх по Анюю.
Некоторые
гольды, ушедшие вверх по Анюю, остались там жить навсегда.
Другие
гольды ушли на озеро Болон-Оджал и тоже не вернулись.
С той поры на Амуре
гольдов стало меньше, а русские все увеличивались в числе, и остановить движение их было невозможно.
Лет пятьдесят назад (1883 год) селение Найхин выгорело от пожара во время грозы.
Гольды не особенно горевали, потому что по их представлению гром всегда бьетв то место, где долго сидит чорт. Иногда молния поражает чорта, скрывшегося в человеке. Если бы не случилось пожара от грозы, чорт своими кознями погубил бы много людей. Обсудив этот вопрос, старики сказали, что пожар от грозы принес им избавление от несчастий, и все остались довольны. Деревня была выстроена вновь на том же месте.
Неоднократно
гольды связывали ее, но она всегда находила возможность освободиться от ремней и тогда бесчинствовала еще больше.
Тогда
гольды решили отвезти ее подальше в лес и там привязать к дереву.
Напуганные
гольды стали разбегаться по другим селеньям.
В школе мои спутники давно уже спали. Я пробрался на свое место, но не мог уснуть. Меня беспокоили сведения, сообщенные
гольдами. Они знали только стойбища своих сородичей и ничего не могли сообщить об удэхейцах, а также не знали, в бассейн какой реки мы попадем после перевала через Сихотэ-Алинь и скоро ли найдем туземцев по ту сторону водораздела. Наконец усталость начала брать свое, мысли стали путаться, и я незаметно погрузился в сон.
Двадцать девятого утром явились
гольды. Утренний чай не отнял у нас много времени. Собрав все имущество, мы перешли на берег и разместились в лодках.
Поговорив немного,
гольды взялись за шесты и пошли дальше.
Поэтому
гольды просили нас сидеть спокойно и не мешать им работать.
Наши
гольды все время лавировали от одного берега к другому, выбирая, где было не так глубоко и течение слабее.
Тогда
гольды на шестах опять выбирались против воды до следующего поворота и опять переплывали реку.
Я спросил
гольдов, не знают ли они, кто их издает.
Пока варился ужин, я успел вычертить свой маршрут. Когда стемнело, Крылов, Чжан-Бао и Косяков пошли ловить рыбу. Небольшим неводком они поймали одного тайменя и одного сазана. Сопровождавшие нас
гольды сообщили, что таймень в Анюе вообще попадается редко, а сазан довольно обычен в нижнем течении реки. Около устья в тихих заводях держатся щуки крупных размеров и сомы. Из лососевых по Анюю в массе идет только кета, горбуши нет вовсе.
Неточные совпадения
Машинально я перенес свой взор на величественный горный хребет, протянувшийся в широтном направлении от озера Петропавловского до реки Уссури и носящий название, которое только что упомянул старик-гольд.
Насколько гольды-мужчины удаляются от монгольского типа (среди них можно нередко встретить овальные лица без выдающихся скул и с правильными прямыми носами), настолько женщины сохраняют его. Лица обеих женщин были типично монгольские, которые характеризуются плоским скуластым лицом, вдавленной переносицей и узкими глазными щелями с явно выраженной монгольской складкой век. Все гольдячки невысокого роста и имеют маленькие руки и ноги.
Цитаты из русской классики со словом «гольды»
Синонимы к слову «гольды»
Предложения со словом «гольд»
- – Твоя такой же хороший охотник, как старый гольд, но амбы живут далеко за сопкой, шибко далеко!
- – Можно нам идти? – наевшись, спросили гольды, и это были их первые слова в нашем доме.
- – Да, – важно ответил гольд в железной шапке, – мы поймали лазутчиков!
- (все предложения)
Сочетаемость слова «гольд»
Значение слова «гольды»
ГО́ЛЬДЫ, -ов, мн. (ед. гольд, -а, м.; го́льдка, -и, мн. го́льдки, -док, -дкам, ж.). Устарелое название нанайцев. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГОЛЬДЫ
Дополнительно