Афоризмы русских писателей Как пользоваться словарём

Особенности словаря афоризмов русских писателей

(как пользоваться словарём)

§1. В словарь включены афоризмы русских писателей, поэтов, драматургов, литературных критиков, историографов, философов от В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова, А. Д. Кантемира до современных авторов.

§2. Каждому автору посвящена отдельная словарная статья. Она начинается с имени автора, под которым он известен широкому кругу читателей. Полностью, без сокращений, даются фамилия, имя, отчество, при наличии указывается псевдоним автора. В тех случаях, когда псевдонимов несколько, в словаре отражается наиболее известный. Всегда приводятся годы жизни. Например:

Ахмадулина Бэлла
(р. 1937) — настоящее имя Изабелла Ахатовна

Веселый Артем
(1899 — 1938) — настоящее имя и фамилия Николай Иванович Кочкуров

§3. Афоризмы того или иного автора следуют в алфавитном порядке. В начале алфавитного списка помещены изречения, начинающиеся с многоточий, скобок и других символов.

§4. Количество афоризмов в словарной статье того или иного писателя, поэта, философа, критика разнообразно и зависит лишь от индивидуального авторского стиля, который может быть афористичен, либо — наоборот. Афористичны, например, произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, В. О. Ключевского, Л. Н. Толстого, М. Горького. Малой афористичностью отличаются тексты писателей и поэтов — наших современников.

§5. Афоризмы извлечены непосредственно из текстов опубликованных художественных и публицистических произведений. В них курсивом выделены так называемые «ключевые слова». Они отсылают изречения к тем или иным тематическим разрядам: жизнь, смерть, любовь, ненависть, тревога и др. В некоторых случаях ключевые слова складываются в словосочетания. Так, различны по тематике афоризмы с ключевым словом любовь и с ключевым словосочетанием любовь к природе, или любовь женщины. Например:

Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты,
К познанью нет пути нам без пути к свободе,
Труда — без творческой мечты… (Я. П. Полонский)

***

Любовь к женщине — трагическая обязанность мужчины. (М. Горький)

***

Поэтическая, страстная любовь — это цвет нашей жизни, нашей молодости. (В. Г. Белинский)

Ключевые слова не только вводят афоризм в свой тематический круг. В структуре изречения они являются опорными, самыми значимыми элементами, на которых держится ведущая, стрежневая мысль. Это своеобразные ориентиры для читателей, осмысливающих по-новому известные понятия. Например:

Но жизнь — превыше быта,
Добро — сильней, чем зло… (А. П. Межиров)

***

Любовь бывает разная и у всех по-разному, но ее неотъемлемый признак — именно категоричность. И самая категоричная – первая любовь. (Алесь Адамович)

***

Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории… (М. А. Булгаков)

***

§6. Афоризм (или афористическое высказывание) может содержать одно, два, три, а в исключительно сложных случаях даже пять ключевых слов. Например:

В жизни человека есть незыблемые моменты, неизменные жесты и слова, которые повторяются в каждой жизни с ненарушимым постоянством: смерть, любовь, самопожертвование. (М. А. Волошин)

***

Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка. (А. И. Герцен)

***

И многие просят и требуют у писателя того, что им нужно, как воздух и хлеб. И писатель должен давать им это, если он писатель, то есть обреченный. Может быть, писатель должен отдать им всю душу свою, и это касается, особенно, русского писателя. Может быть, оттого так рано умирают, гибнут, или, просто, изживают свое именно русские писатели, что нигде не жизненна литература так, как в России, и нигде слово не претворяется в жизнь, не становится хлебом или камнем так, как у нас. Потому-то русским писателям меньше, чем кому-нибудь, позволительно жаловаться на судьбу; худо ли, хорошо ли, их слушают, а чтобы их услышали, наполовину зависит от них самих. (А. А. Блок)

***

§7. В качестве ключевых выступают слова в прямом значении, а также в переносном или в индивидуально-авторском употреблении.

В большинстве случаев, чтобы осмыслить переносное значение ключевых слов, необходимо обратить внимание на контекст, на стоящие рядом определения.

Например:

Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Г. Паустовский)

***

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца! (В. В. Маяковский)

***

Часы несутся; вскоре во вселенной
Не обретут и следа моего;
И я исчезну в лоне Ничего,
Из коего, для бед и на истленье,
Я вызван роком на одно мгновенье. (В. К. Кюхельбекер)

***

§8. Ключевые слова могут относиться к устаревшей или диалектной лексике. Например:

Во все времена дружество почитали
из числа первых благ в жизни. (И. А. Крылов)

***

Погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа. (К. Ф. Рылеев)

***

Известно, в чем понавыкнешь, то всегда легко да просто кажется, а ведь сперва не так было. (П. П. Бажов)

***

§9. В некоторых случаях написание ключевых слов не соответствует современным орфографическим правилам, но отражает особенности индивидуально-авторского стиля, поэтому в словаре сохраняется орфография автора афоризма. Например:

В России революция — по всей-то по Расеюшке грозы гремят, ливни шумят. (Веселый Артем)

***

§10. Встречаются примеры, когда опорные слова отсутствуют в афоризмах. В таких случаях составителям словаря приходилось их устанавливать по контексту. Они даются в <> скобках. Например:

поэзия была для него <Пушкина> святыня, - точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный… (Н. В. Гоголь)

***

Стыдить лжеца, смеяться над дураком, просить взаймы у скупца, усовещивать игрока, учить глупца математике, спорить с женщиной — то же, что черпать решетом воду. <Бессмысленно> (М. Ю. Лермонтов)

***

Минута с ним <счастьем> одна, кто ею дорожит,
Терпенья годы наградит. (И. А. Крылов)

***

§11. В качестве ключевых слов чаще всего выступают имена существительные, прилагательные, глаголы, реже – местоимения и наречия. Например:

Жизнь есть, несомненно, любовь, доброта и уменьшение любви есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть. (И. А. Бунин)

***

Гений смертного в талантах превосходит.
Но сам о том речей отнюдь не водит. (В. Ф. Ходасевич)

***

Есть чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем. (А. С. Грин)

***

счастливые глухи к добру… (Н. А. Некрасов)

***

Прекрасное хваля, как ни хвали — все мало,
И лучше замолчать, чем не сказать всего. (П. А. Катенин)

***

жалеть людей надо! (М. Горький)

***

…снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется. (М. Горький)

***

Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать… (М. Горький)

***

Всяк суетится, лжет за двух
И всюду меркантильный дух… (А. С. Пушкин)

***

Так много думано, исполнено так мало! (В. Я. Брюсов)

***

§12. Опорные (ключевые) слова в афоризмах не всегда употребляются в начальной форме. Имена существительные, имена прилагательные, местоимения нередко встречаются в форме косвенных падежей, а глаголы — в форме различных времен, лиц и наклонений. В некоторых случаях в качестве ключевых слов могут употребляться и причастия и деепричастия. Например:

Горька судьба поэтов всех племен,
Тяжеле всех судьба казнит Россию… (В. К. Кюхельбекер)

***

Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги,
Так слишком на свою ты силу не надейся. (И. А. Крылов)

***

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа. (А. С. Пушкин)

***

Поэтов путь: жжя, а не согревая,
Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом —
Твоя стезя, гривастая, кривая,
Не предугадана календарем! (М. И. Цветаева)

***

Плывя, я возглашу единый клич: «Россия!»
Горя, я пропою: «Люблю тебя — везде!» (К. Д. Бальмонт)

***

§13. Словарь афоризмов снабжен аннотированным указателем имен авторов, в котором, помимо биографической, дается краткая библиографическая справка.

Например:

Куприн Александр Иванович
(1870 — 1938)

Русский писатель. Автор повестей «Молох», «Олеся», «На переломе» («Кадеты»), «Поединок», «Яма», романов «Юнкера», «Жанета», множества рассказов, среди которых «Дознание», «Ночная смена», «Поход», «В цирке», «Болото», «Трус», «Конокрады», «Мирное житье», «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус», «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Анафема» и др., циклов очерков «Киевские типы», «Листригоны», «Юг благословенный», «Париж домашний», воспоминаний о Чехове, о Л. Н. Толстом.

Далее следует непосредственно перечень афоризмов.

§14. К книге прилагается список использованной литературы. Авторский коллектив отдавал предпочтение научным и академическим изданиям с тем, чтобы избежать ошибок и недочетов в текстах первоисточников и соответственно в представленных афоризмах.

Создание словарей афоризмов — актуальная задача современной русской лексикографии. О большой пользе их писал еще Л. Н. Толстой: «Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив вызывают ее».

Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я