Конечно,
еврейская пресса тогда находилась в зачаточном состоянии.
Но с появлением
еврейской прессы, еврейской науки, современных еврейских школ, обществ еврейской музыки и этнографии, еврейских политических партий – правых, центристских, левых, и – особенно – яркой светской литературы (прозы, поэзии, драматургии) исторические исследования дали возможность заново определить суть еврейского бытия.
Наряду с центробежными тенденциями модернизации и эмансипации существовала объединяющая тенденция:
еврейская пресса создала международное сообщество, питаемое одной и той же информацией, вдохновляемое одними и теми же событиями и отождествляемое с общими еврейскими массами, даже если они жили в обществах, чуждых друг другу по языку и культуре.
Тогда
еврейская пресса стала пропагандировать такую версию: артистка считала себя счастливой невестой, когда необъяснимое отсутствие жениха и рассказ боя, принёсшего её записку обратно, возбудили ревность и недоверие «страстной славянки».