Налицо парадоксальная ситуация, когда насущные и необходимые проблемы
дифференциальной психофизиологии, имеющие очевидное фундаментальной и практическое значение, почему-то выпадают из поля зрения учёных.
Со времени начала исследований в области
дифференциальной психофизиологии прошло много времени.
Так именно
дифференциальная психофизиология стала лейтмотивом новой субъектоцентрированной психологии целостной индивидуальности.
Ведь многим практикующим психологам дифференциальная психология и
дифференциальная психофизиология кажутся сугубо теоретическими дисциплинами, далёкими от производственной и других видов деятельности.
Поскольку конкретные исследования 50 лет, изложенные в данной монографии, являются развитием
дифференциальной психофизиологии для фиксации законов зарождения и развития психологии целостной индивидуальности, я посчитала необходимым уже в предисловии к книге ответить на вопрос, поставленные в названии главы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: петличный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Имплицитный этап становления
дифференциальной психофизиологии связан с созданием научных и культорологических предпосылок выделения в научном познании дифференциально-психофизиологической проблематики, с поиском биологических основ индивидуально – психологических различий.
На заседаниях лаборатории
дифференциальной психофизиологии стали высказываться мнения о необходимости поиска таких психофизиологических характеристик индивидуальности, которые не испытывают влияния ни мотивации деятельности, ни модальности стимуляции, ни целей и смысла действия, ни текущей ситуации и т. д.
При всей очевидности кардинального значения
дифференциальной психофизиологии в познании типологического радикала индивидуальных различий при их главенствующей роли в «сколь угодно важных особенностях человека» (Небылицын, 1976) продвижение даже в их объективной оценке имело непростую историю.
Здесь в полной мере проявляется психологический закон о преломлении «внешних причин» через «внутренние условия» взаимодействия человека с его специфической средой (Рубинштейн, 1976; Брушлинский, 1977; и др.), в котором важное значение имеют индивидуально-стабильные, конституциональные, природные, генотипические свойства человека, изучаемые
дифференциальной психофизиологией.
Однако справедливости ради всё-таки отмечу, что
дифференциальная психофизиология переживает «вчера и сегодня» не лучшие времена.
Заметные результаты получены в новых субъектоцентрированных направлениях
дифференциальной психофизиологии [36–41].
Первый подход наиболее отчётливо представлен в дифференциальной психологии, второй более характерен для отечественной
дифференциальной психофизиологии.
Центральной задачей
дифференциальной психофизиологии выступает выяснение закономерностей взаимопроникновения и взаимообусловливание биологических и социальных свойств в каждом конкретном человеке.
Для того чтобы лучше понять основные результаты взаимопроникновения и взаимообогащения
дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии, рассмотрим вначале предпосылки их сближения.
Сразу же были предложены два возможных подхода к сближению
дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии.
Изучение индивидуальных вариаций содержательных характеристик психики (интересов, мотивов, знаний, отношений и т. д.) выходит за рамки
дифференциальной психофизиологии и является предметом дифференциальной психологии.
На уровне формальной схемы предмет
дифференциальной психофизиологии можно обозначить как зону пересечения двух окружностей, одна из которых символизирует наши знания об индивидуальных вариациях психики, а другая – об индивидуальных вариациях биологической организации человека в самом широком смысле этого слова.
По мнению автора,
дифференциальная психофизиология должна объяснить закономерности порождения, становления и развития далеко не всех, а лишь отдельных классов (типов) индивидуально-психологических различий, в частности темперамента, в результате влияния устойчивых, генетически детерминированных факторов развития человека.
Гуморальная (жидкостная) теория индивидуальных различий (или темперамента как наиболее известного аспекта индивидуального поведения) явилась первой теоретической основой допавловской
дифференциальной психофизиологии и даже в таком «зачаточном» варианте отражала некоторые элементы истинного знания, являясь своего рода прообразом, моделью современных более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий.
Однако, несмотря на несовершенство методического аппарата исследований свойств нервной системы, Тепловско-Небылицынский этап
дифференциальной психофизиологии оказался чрезвычайно плодотворным в установлении корреляционных взаимосвязей между теми или иными свойствами нервной системы и особенностями индивидуального поведения и психики человека.
Переход на системную методологию привёл не только к пересмотру понятия «свойство» нервной системы, но и к уточнению самого предмета исследований
дифференциальной психофизиологии.
Если в 60-х годах прошлого столетия основной проблемой была адаптация и разработка новых методов измерения свойств нервной системы применительно к человеку, то в начале 70-х годов круг задач
дифференциальной психофизиологии резко расширился.
Следует особо упомянуть, что основоположники
дифференциальной психофизиологии считали, что эта наука, опирающаяся на широкий набор объективно регистрируемых устойчивых биологических показателей, не может обойтись без учёта внутренних, пусть даже индивидуально неустойчивых личностных структур (мотивов, целей и т. д.).
Если же индивидуальный уровень включён в определение личности, то требуются уточнение и разведение понятия «индивидуальные различия», которое относится преимущественно к сфере
дифференциальной психофизиологии, и понятия «индивидуальность» как определения качества личности, относящегося к области психологии личности.
Исторической миссией
дифференциальной психофизиологии также можно считать разработку ряда фундаментальных вопросов – о сущности психического, о взаимоотношениях биологического и психического («психофизиологической проблемы»), об отношениях биологических основ и высших проявлений психического; разработку методологии изучения психических функций, также способствовавшую расширению предмета и углублению его понимания учёными в других дисциплинарных областях современной психологии.
Эволюционируя в логике научной дисциплины с середины 1950-х годов, решая свои генеральные задачи (изучение свойств человека, определяющих его уникальность и социальную успешность, биологических основ индивидуально-психологических различий, «жёстких звеньев», функционально объединяющих свойства индивида и личности, целостной интегральной индивидуальности и др.),
дифференциальная психофизиология постоянно находила, создавала, прогнозировала и предвосхищала естественно-научные основания для постановки новых и переосмысления «вечных» проблем в смежных дисциплинарных областях – обучения и развития человека, способностей, таланта и одарённости, успешности профессиональной деятельности, успешности социализации и др.
О том, что достаточно серьёзный, глубокий слой знаний, который только пробивает себе дорогу в научную сферу, пока ещё ни для психологии, которая своим названием амбициозно заявляет, что она наука о душе, ни для психогенетики и
дифференциальной психофизиологии недоступен.
Основой для этого издания послужила моя предыдущая книга – «
Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2003), которая в целом получила положительные отзывы.
Представленная глава – попытка рассмотреть сегодня традиции и тенденции развития
дифференциальной психофизиологии с новым её объектом исследований – типологическим своеобразием психологии и психофизиологии целостной индивидуальности.
Эксплицитный этап становления
дифференциальной психофизиологии (1968–1998 гг.) связан с отчётливым осознанием учёными и практиками потребности в типологическом познании: стали включаться типологические эксперименты в академические исследования по психологии труда.
Вторая глава книги посвящена теоретико-методологическим проблемам
дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии.
Однако отметим, что граница между дифференциальной психологией и
дифференциальной психофизиологией становится в настоящее время всё более и более размытой.
Таким образом, на современном этапе развития
дифференциальной психофизиологии её ядром становится раскрытие закономерностей порождения, становления и развития таких индивидуально-психологических различий, которые возникают и формируются в результате влияния устойчивых, генетически детерминированных биологических факторов человека.
Можно считать, что такие «элементы» уже частично выделены и, следовательно, в недалёком будущем проблема типологии станет центральной проблемой
дифференциальной психофизиологии.