Позже в своём произведении «Письма к провинциалу» он выразит взгляды
янсенистов.
Преследование
янсенистов привело к отчуждению от цен трального правительства очень широкой и влиятельной части населения.
В работах
янсенистов или духовенства и магистратов, симпатизирующих янсенизму, «истинно христианская монархия» была привязана к идее «общего блага», в то время как абсолютная монархия, на против, была антихристианской.
Но из полицейских досье и не кажется, что речь шла об идеологически заряженных собраниях, особенно если сравнить их с досье
янсенистов, которых полиция тоже пыталась поймать в 1749 году и которые не скрывали своего отношения к делу.
Можно было бы заподозрить их в янсенизме, потому что эта философия в 1749 году проникала повсюду (
янсенисты обладали радикальными августинианскими взглядами на благочестие и теологию и были обвинены в ереси папской буллой «Unigenitus» в 1713 году).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разгородиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
О свободе совести тоже не могло быть речи:
янсенисты подверглись жестоким гонениям, не столько за свои религиозные убеждения, собственно говоря, даже не установившиеся на чём-нибудь определённом, сколько за то, что нарушали единство.
Когда-то они были оплотом
янсенистов и вместе с ними расшатывали религию.
Уже упоминавшееся противоборство между иезуитами и
янсенистами охватывало и сферу образования, из-за чего в ней параллельно существовали две принципиально различные педагогические системы: собственно иезуитская и ораторианская, ориентированная на галликанские ценности янсенизма.
Остальные различия считались скорее делом словоупотребления, которым
янсенисты старались чуть-чуть смягчить и прикрыть жестокую, неумолимую суровость кальвинистских представлений.
Но на деле – как в теологии
янсенисты достаточно далеко уходили от католической догмы, так и в гражданской жизни зачастую оказывались среди несогласных с королевской политикой.
До поры, однако, подписание формуляра духовенством откладывалось, а «дело»
янсенистов ширилось, находя все новых сторонников и защитников.
Таким образом, несмотря на то что
янсенисты позиционировали себя как католики, их убеждения во многом пересекались с рядом идей протестантских направлений, в первую очередь, конечно же, с кальвинизмом.
Эти чудесные исцеления не могли не вызвать в обществе ажиотаж, благодаря которому
янсенисты вновь подняли голову и стали уже открыто изобличать как церковную тиранию, так и светскую.
Поэтому в те времена даже разговор на подобную тему мог быть расценён как сочувствие
янсенистам и стать причиной преследования.
Пытаясь устоять под ударами его мощной, как таран, самобытной логики,
янсенист вынужден был ссылаться на свидетельства всех отцов церкви, противопоставляя им, а зачастую и подкрепляя ими, доктрины всевозможных учёных и мудрецов древности.
Неуместная страсть короля к преследованию
янсенистов, бестактность, с которой он пытался внедрить централизацию власти в самые дальние уголки ортодоксального сознания своих подданных, были потенциально более разрушительны для абсолютизма, чем отчуждение протестантского меньшинства.