Религиозный фактор может активироваться и в качестве фундаменталистской реакции на секуляризм, и как стимул для политической децентрализации и становления
этнополитики (на основе национальных и религиозных чувств) как реакции на глобализацию мира.
Никакие науки о человеке не могут больше игнорировать или предвзято, идеалистически трактовать сферу
этнополитики.
Для того, чтобы освоить новый для русского читателя курс науки
этнополитики, необходимо прояснить до конца суть таких основополагающих понятий, как раса, этнос и нация.
Без этого никакое понимание происходящего в мире этнических отношений – а именно в этом суть
этнополитики – невозможно.
По
этнополитике почти не читается лекций, нет серьёзных учебников, методических пособий, хрестоматий.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мультисистема — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вообще же, в целом, именно вся сфера взаимоотношений народов и наций – есть основной предмет
этнополитики.
Под
этнополитикой понимают национальную политику государства по отношению к различным национальностям внутри страны и инструмент управления этнополитическими процессами.
Конечной целью
этнополитики и одновременно важнейшим показателем её эффективности является обеспечение этнополитической стабильности в обществе и реализация всего комплекса развивающихся «этнокультурных запросов» граждан.
Четвёртая задача государства в сфере
этнополитики состоит в предотвращении возникающих явных диспропорций в социальных условиях между контактирующими этническими группами, обеспечении равенства возможностей их социального продвижения, тем более что сама рыночная экономика в случае их подъёма создаёт более благоприятные условия жизнедеятельности всех народов.
Естественно, что все функции
этнополитики тесно связаны между собой.
Главное в содержании
этнополитики – управление этническими интересами с учётом их общности и различий, степени их законности и конструктивности для всего общества.
Одновременно с этим – и не менее претенциозно – была предложена развёрнутая версия аппарата категорий «этническая власть» («этнархия», «этнократия»), «этнополитические институты» («государство как этнополитический институт»), «стратегия и тактика
этнополитики», «направления этнической политики – этноэкономическая, этнокультурная, этногосударственная, этноправовая, этноинформационная» [см.: Марченко, 1994, с. 69–76].
Проблема субъектности в принципе играет роль главного смыслового ядра семантического пространства
этнополитики.
Ключевые слова : мультикультурализм, идентичность, либерализм, иммиграция, адаптация иммигрантов, европейская
этнополитика.
Но обобщённого взгляда на
этнополитику отечественные исследователи не предлагали.
Основные положения
этнополитики как правило, раскрываются в специальных национальных программах, находят своё отражение в соответствующих разделах конституции того или иного государства.
Признанию
этнополитики как важной составляющей государственной и международной жизни способствовало определение содержания таких понятий, как «национальное меньшинство» и «этническое меньшинство», и признание их особых прав.
При всём расширении и разнонаправленности векторов и содержания государственной
этнополитики особую важность приобретает задача создания прочной правовой базы этнокультурной жизни и этнической мобилизации в цивилизованных формах.
Идеалом
этнополитики признаётся политическое и социальное равенство всех граждан без этнических различий и право каждого этноса на культурное самоопределение.
Тем самым
этнополитика помогает «встраивать» этническую составляющую в общие политические процессы и определять необходимость такого включения.
В-шестых,
этнополитика должна способствовать формированию политической культуры населения, прежде всего тем, что предлагает пути формирования культуры этнической толерантности как части общей политической культуры.
Очевидно также, что выполнять своё социальное предназначение
этнополитика может эффективно лишь в том случае, если в обществе будет сформировано должное понимание актуальности и значимости этих знаний для успешного развития общественных и государственных институтов.
Формирование наиболее эффективной модели
этнополитики определяется целым рядом как объективных, так и субъективных факторов и до сих пор является актуальной проблемой для большинства государств мира.
Причина одна: в советских вузах, где учились нынешние сильные мира сего, не проходили
этнополитику.
Утрата иракского долга – мелочь по сравнению с политическими рисками; а причина – превратные представления о приоритетах
этнополитики и полное непонимание конкретно еврейской, арабской и мусульманской проблем.
Итак, изучение
этнополитики необходимо начать с основы основ: что такое раса.
Тех, кому интересно, почему и как это происходит, следует адресовать к учебнику «Основы
этнополитики», написанному автором этих строк.
Постулат науки
этнополитики гласит, что народы отличаются друг от друга вовсе не потому, что они говорят на разных языках, исповедуют разные религии, и представляют мировому сообществу различное культурное наследие.
Общественно-политическая мысль уже очень давно обратила внимание на сферу
этнополитики.
Суть
этнополитики состоит в координации усилий всех государственных органов в деле решения проблем этнических общностей, в организации их диалога с властью, в позитивном межобщинном диалоге, в согласовании действий всех заинтересованных сторон при урегулировании этнополитических и этнических конфликтов.