По логике, если один или два
триглифа располагались над интерколумнием, то место других было прямо над колонной, на одной с ней оси.
Особенно эффектны раскрепованный антаблемент с фризом, декорированным
триглифами и метопами, а также окна, оформленные причудливыми сандриками с рустовкой.
Воображаемая пустота между
триглифами закрывается другими щитами – метопами, то есть теми самыми скульптурными рельефами.
Чередование метоп и
триглифов образует фриз – средний ряд антаблемента.
Например, за
триглифами никогда не бывает реальных балок-прогонов, а мутулы вовсе не являются концами настоящих стропил.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полмиллиарда — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Массивный антаблемент надёжно останавливает вертикальный порыв колонн, который напоминает о себе пунктиром
триглифов, чтобы потом послушно угаснуть в примиряющем треугольнике фронтона.
В то же время античные зодчие справедливо считали, что во имя красоты лента фриза по углам здания должна замыкаться именно вертикальными канавками
триглифов, а не барельефами метоп.
Выход нашли сначала в смещении
триглифа за ось колонны с соответствующим удлинением соседней метопы, а позже – в постепенном сужении крайних интерколумниев.
На балку-архитрав в деревянной постройке клались поперечные балки, которые в камне выразились
триглифами, квадратными выступами, при отношении высоты к ширине, как пять к трём, с тремя каннелюрами.
То обстоятельство, что одинаковые
триглифы располагаются над колоннами и над интерколумниями, связывает колонны и интерколумнии как бы единой лентой.
Такова «проблема углового
триглифа» в дорике.
Без
триглифов цепь вертикальных элементов (мотивов) разорвалась бы в середине и вся композиция утеряла бы значительную часть своей устремлённости кверху.
Над архитравом ставят
триглифы с их метопами высотою в полтора модуля и шириною с лицевой стороны в один модуль, распределяемые так, что они приходятся по одному над средними четвертями угловых и средних колонн и по два во всех междуколонных промежутках, кроме средних в предхрамии и с задней стороны храма, где их ставят по три.
Роль
триглифов не менее важна и в другом отношении.
В облике флигелей есть приятные западному взгляду переклички с классической архитектоникой: чёткие силуэты консолей опор на фоне белых вставок вызывают ассоциацию с чередованием
триглифов и метоп в дорических фризах, а антресоли флигелей воспринимаются как своего рода аттик.
Эта цепь начинается внизу мощными вертикалями колонн, продолжается в
триглифах фриза, развивается дальше в центральной скульптурной группе фронтона (завершающего здание треугольника, обрамленного карнизами антаблемента и кровли) и находит себе завершение в наклонных скатах здания и трёх акротериях – скульптурных украшениях над верхними углами фасада.
Лицевая поверхность
триглифа обрабатывается двумя бороздками и двумя скосами по углам, а метопы украшены скульптурой.
Я очень хорошо представлял себе этот дом, знал про всё его порфирные полуколонны, рельефные
триглифы и мозаичные вставки, щедро украшавшие ступенчатый антаблемент.
Над этим лесом блестели разноцветные
триглифы, из тимпанов выпячивались скульптурные фигуры богов, крылатые позолоченные квадриги, казалось, вот-вот взлетят с высоких кровель в воздух, в голубое небо, мирно осенявшее этот город бесчисленных храмов.
Над этим лесом сверкали цветные
триглифы, из-за тимпанов выступали статуи богов с вершин, крылатые золочёные колесницы, казалось, хотели улететь туда, в эту лазурь, которая спокойно охватывала этот огромный город храмов.
В орнаменте сложном
триглифы из бронзы, из горной меди метопа литая.
Возводил вертикальные, круглые в сечении, каменные опоры, лепил могучих атлантов и волшебной красоты кариатид, громоздя на них антаблементы с широкими, гладкими архитравами, с идеально пропорциональными
триглифами и ментопами фриз.
Она была украшена
триглифами и керамическими плитами, заполняющими промежутки между ними.
Под
триглифами располагаются каменные гуты, которые воспроизводят деревянные колышки, необходимые для фиксации деревянной стоечно-балочной конструкции, хотя здесь, в камне, они нужны только для красоты.
Над этим лесом разноцветные
триглифы, из тимпанов виднелись изваянные изображения богов, а на крышах крылатые золотые квадриги, казалось, готовы были улететь в воздух, в эту лазурь, которая спокойно распростёрлась над тесным городом храмов.