Нация строится через посредство: (1) школьного образования – которое распространяет, например, единый нормативный язык, общее представление о прошлом, общий культурный канон; (2) армию, во многом выполняющую те же функции; (3) средства массовой информации – сначала массовая печать, «век газет», а затем радио и телевидение, обеспечивающие общенациональную информационную повестку, и (4) создание мест памяти – от национальных монументов до национальных музеев, структура экспозиции которых призвана провести посетителя от глубокой древности к настоящему моменту, показать нацию в истории – как она прошла свой тяжёлый, но неизменно славный путь, чтобы достигнуть настоящего момента и
предуготовить славу в будущем, которая превзойдёт или будет достойной прошлого.
Желая сказать немного о книге, хотелось бы
предуготовить читателя к правильному восприятию того, что он услышит, представит, может быть почувствует.
Утро выдалось непривычным, каким-то безвоздушным, блёклым, безнадёжным и не тбилисским вовсе, таким, словно небо требовало восхода луны, а не солнца, которому
предуготовило мрачную, скучную, скрытую за облаками встречу.