Он создал мысль и систему
мюридизма, совершенно законченную, со всеми её последствиями.
Для
мюридизма уже прошло время страстных увлечений и открытой борьбы.
Тогда
мюридизм скрылся в непокорных горах, и мы потеряли его из виду.
В
мюридизме элементы мистики сочетались с социальными мотивами.
Мюридизм доказал, как девственна ещё была душа этих людей, сколько пламени, самоотвержения, религиозности обнаружила в них первая общая идея, проникшая в их мысль.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: постгарантийный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Этот факт объясняет, почему лезгины так скоро увлеклись
мюридизмом и почему черкесы, несмотря на все усилия проповедников, так туго ему поддаются.
Поборники
мюридизма шли к своей цели кратчайшею дорогой и, не дожидаясь, чтобы чувство религиозного равенства утвердилось привычкою, предпочли утвердить его топором.
Стремясь поработить себе людей всем существом – мыслью и совестью, –
мюридизм должен был подчинить их всечасному надзору.
Конечным последствием
мюридизма было уничтожение в человеке идеи о личной ответственности.
Если не буквально, то, по крайней мере, в главных чертах,
мюридизм осуществил этот идеал и сейчас же обратил созданное им братство в военную машину против нас.
Утвердившись в горах,
мюридизм перестал быть религиозной партией.
Он действительно стал на высоте этого положения, слил горцев в одно общественное тело, создал средства, до него не виданные, осуществил политический идеал
мюридизма, чудовищный, конечно, но верный своей цели.
Первый взрыв
мюридизма удивил, конечно, но не озадачил кавказское начальство.
Владетели, дворяне, где они были, наследственные старшины, люди уважаемых родов или просто уважаемые лично до появления
мюридизма были вырезаны один за другим, и в горах действительно устроилось на время совершенное равенство, потому что не осталось никого, кроме чёрных людей.
На несколько лет
мюридизм исчез с глаз, как будто его вовсе не бывало; о нём забыли.
Мюридизм выключил из жизни человека всё человеческое и поставил ему два правила: ежеминутное приготовление к вечности и непрерывную войну против неверных, предоставляя на выбор – смерть или соблюдение этих правил во всей их фанатической жёсткости.
Эти люди стали посвящёнными братьями духовного ордена, пастухами человеческого стада, покорённого
мюридизмом; им одним принадлежали власть и почёт.
Повелевая всем и всеми беспрекословно,
мюридизм заменил скудость своих средств энергией и в диких горах, целые тысячелетия отвергавших всякое гражданское устройство, создал общественную казну, провиантские магазины, пороховые заводы, артиллерию, крепости.
Все предводители
мюридизма вышли из его школы.
Покориться же отдельно, для избежания разорения, уже ни одно горское общество не могло, если б и хотело; совокупные силы
мюридизма разгромили бы его.
Проповедуя
мюридизм и шариат, он учредил особые суды как для решения дел по шариату, так и для наблюдения за покорными ему племенами.
После него явились с новой системой организации народа проповедники
мюридизма.
Таким образом, политическая система
мюридизма состояла собственно в деспотизме духовного правителя и в развитии демократических начал в народе до уравнения прав всех сословий.
Не говоря уже об одушевлявшей и объединявшей их в тридцатые и сороковые годы фанатичной идее
мюридизма.
Во внутренних делах ему необходимо было найти себе опору в народных партиях, противных
мюридизму.
Народы адыге, в которых есть сильная аристократическая партия, противились
мюридизму, развивающему демократическое начало.
С минуты этого разговора тарикат получает в устах кавказских проповедников совершенно иное толкование и развивается в то грандиозное явление, двигавшее на смерть сотни тысяч людей, которое известно истории под именем кавказского
мюридизма.
Религиозная сторона учения
мюридизма состояла в обновлении мусульманства посредством строгого следования уставам его и в восстановлении деятельной войны против неверных; но, возбуждая фанатизм, проповедники этого учения употребляли его только как орудие для властолюбивых своих видов.
День, в который была произнесена эта речь, был первым днём
мюридизма.
Движение
мюридизма на время захлебнулось и укрылось до лучших времён в глуши неприступных гор.
Эти самые хаджиреты назывались также мутазигами, название, одинаковое со словом мюрид: одно употреблялось у лезгин и чеченцев, а закубанцы стали называть последователей
мюридизма мутазигами.
То готовился чрезмерный взрыв фанатизма, который в своём проявлении записан в наших летописях под грозным именем
мюридизма.
Со временем религиозная идеология приняла форму
мюридизма – суфийского направления в исламе.
Немало внимания уделялось исламскому фактору, который постоянно поддерживал чеченское сопротивление, – от распространения
мюридизма до ваххабизма.
Но обратить к изучению тариката целые народы, создать из них духовный монашествующий орден, конечно, было нельзя, да это и противоречило бы тем целям, которые преследовались сеятелями
мюридизма.
Вот почему истинных мюридов, во всё продолжение кавказской войны, было немного; их считали сотнями, тогда как становившихся под знамя
мюридизма набирались десятки тысяч, но зато от этих последних и не требовалось уже ничего, кроме строгого исполнения шариата, обязательного для каждого мусульманина, а из тариката – лишь основное правило его: слепое повиновение имаму.
Не более двухсот человек может вместить в себя эта бедная мечеть, но ей-то именно и суждено было стать колыбелью
мюридизма.
Таким образом
мюридизм втихомолку продолжал развиваться.
И если волнения, нарушившие спокойствие этих провинций в 1829 году, объясняются только взаимной враждой табасаранских владетелей и не имеют прямого отношения к началу
мюридизма, то, во всяком случае, они подготовляли для него почву.
Между тем и в горах уже становилось неспокойно; там зрел
мюридизм, являлись признаки новой неведомой силы, и предвестники грядущей бури становились всё ярче и неудержимее.
Мюридизм требовал подчинения нормам шариата, впоследствии дополненным отдельными законами, и постепенно вытеснял старую систему правосудия (адат), основанную на традициях и обычаях предков.
Причём мюрид (человек, принявший
мюридизм) получал возможность продвигаться по иерархической лестнице в обществе вне зависимости от происхождения или личного богатства.
Такие не хотели перемен, с тревогой прислушивались к первым толчкам
мюридизма, основанного на законах ислама и грозящего потрясти привычные устои.
На арену политической жизни вышли проповедники религиозной идеологии – исламского
мюридизма, ратующие за объединение всех горцев в борьбе за социальное равенство, против князей, ханов и поддерживающей их российской администрации.
Рванувшись в первой горячке фанатизма в открытую борьбу с русскими,
мюридизм сначала все поднял вокруг, выдержал много кровавых сечь, заставил нас напрячь силы, но наконец был сбит с приморской страны и загнан в горы, где еще немногие племена ему сочувствовали.
Племена эти, как мы уже имели случай объяснить в своём месте, давно изгнали своих князей и дворян; а потому
мюридизм, проповедующий общее равенство, приходится по душе этим племенам.
Мюридизм объединил враждующие племена и не враждующие.
После двух опытов применения политической системы
мюридизма к преобразованию народных установлений черкесы, вообще не имеющие религиозного фанатизма, охладели к этому учению.
Отсюда проистекало то, что кавказский
мюридизм, хотя имел в основе высокие идеи тарикатства, но не был уже тем чистым, нравственным учением, которое создано и освящено было первыми мусульманскими богословами.