Человеческая рациональная мысль, правда, постоянно впадает в искушение найти такое истолкование бытия, которое как бы отменяет, отрицает момент
металогичности, заключённый в трансфинитном существе реальности и делающий её по существу непостижимой; это совершается в той форме, что всё возникающее мыслится без остатка обусловленным, «предопределённым» тем, что уже в готовом, законченном виде существует или наличествует.
Поскольку момент иррациональности определяет
металогичность реальности, его сущность и действие, по-видимому, состоит лишь в том, что он есть корректив к ограниченности всего частного как дефинитного.
Мы, однако, усмотрели позади этого твёрдо очерченного, устойчивого содержания слой
металогичности и иррациональности, сравнимый скорее с текучей массой, в которой одно без отчётливых граней и очертаний переливается в другое и которая сама по себе как бы переливается за свои собственные пределы.
Наш анализ момента
металогичности и в особенности моментов трансфинитности и свободы как будто уже содержит указание на этот последний вывод.