Вместе с производящим хозяйством распространялись по необъятным пространствам и возникшие у его создателей формы социальной организации – в первую очередь
матрилинейный десцент как основа структурирования социальных объединений, – и идеологические представления, связанные с культами женских божеств.
Становление и укрепление частной внутриколонийной сферы владения с женщиной в качестве её субъекта превращает первобытную колонию уже в нечто качественно новое –
матрилинейный род, – и поныне, естественно, в несколько трансформированном виде сохранившийся кое-где (если информации об этом можно верить – всё-таки более вероятно, что современная „примитивная“ матрилинейность – результат определённой редукции социальной структуры с утратой ранее существовавшей патрилинейности; но даже и в этом случае её существование указывает на то, что она всё-таки была – „откат“ всё-таки является возвратом к ранее существовавшему); да и сегодня какой-нибудь даже генерал у себя дома нередко безропотно превращается в обыкновенного „подкаблучника“ – в доме, как ни крути, главной всё-таки является женщина…