Герцен – это дионисийское начало русской общественной мысли, находившееся в безудержном поиске нового уклада жизни.
Герцен писал ему из своего изгнания, Чернышевский высказывал надежды на скорое освобождение народа…
Щербатов, Сумароков, Новиков, Радищев, Грибоедов, декабристы,
Герцен, Бакунин, Нечаев, либералы, радикалы, социалисты, Ленин…
Из стремления писателей «натуральной школы» быть «верными натуре» впоследствие развилось два пути – один вёл к реализму (
Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин), а другой к натурализму (Даль, Панаев, Бутков и др.).
Таким образом,
Герцен одним из первых сформулировал идею, лёгшую в основу «крестьянского мифа», согласно которой русские крестьяне якобы от природы склонны к коллективизму и подозрительно относятся к рынку.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ламаит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если в 1840-е годы дух позитивных наук передаётся литературе посредством социологии (Конт), то во второй половине века особенно активно начинает действовать фразеология экспериментальной медицины и физиологии (Золя), а в русской литературе и критике на смену желанию точно передать факты общественной жизни приходит убеждение, что «мы не врачи, а сама боль» (
Герцен).
Герцен прибавлял скептически: «Замечательно, что тут русские слова <…> звучат иностраннее латинских».
Габеас-Корпус,
Герцен, Гамбетта, Гарибальди, Гладстоун!..
Герцен жил не в изгнании, а в мире, а нам – лезть в подвал.
Герцен диалектически определяет развитие природы и общества как «течение, перелив, движение» под влиянием противоположных тенденций – возникновения и разрушения: «Миры возникают беспрерывно… одни существуют теперь, другие едва образуются, третьи кончают свою жизнь в этой форме».
После первых же двух-трёх слов приветствий у молодых людей появлялись уже на языке имена: Белинский, Грановский,
Герцен.
Герцен верил в то, что искусство облагораживает людей!
О нём писали, на него ссылались: Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескьё, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин,
Герцен, Толстой…
Герцен одинаково принадлежит русском делу и русскому слову.
Это находится в связи с тем, что, так обращённый к внешнему миру,
Герцен в то же время углублённо жил и в мире внутреннем.
Представляя историю ареной деятельности людей,
Герцен подчёркивал единство деятельности и разума.
Камшатов. «Кто виноват?» Пристала.
Герцен я, что ли?
Назвав свою книгу «Былое и думы»,
Герцен не столько дал ей заголовок, сколько обозначил жанр.
Герцен и другие горячо отстаивали её.
Герцен говорил о «донкихотах революции», называл богатого на выдумки испанского идальго «одним из самых трагических типов людей, переживших свой идеал».
Когда же он стал печатать в герценовском «Колоколе» тексты под собственным именем,
Герцен – после пяти статей – остановил его публикацию «Противников русского государства».
Герцен принципиально дистанцировался как от материализма, так и от идеализма, стремясь занять позицию рационалистического реализма.
Герцен был проще, неумолимее и несправедливее.
Герцен называл артели передвижными общинами.
Бестужев – Марлинский,
Герцен, Полонский…
Жизнь многих интересных людей связана с этими местами. Щепкин, Огарёв,
Герцен, Панаев, Салтыков- Щедрин… Вот о последнем мы поговорим подробней.
Герцен назвал эту работу «гениальной вещью».
Это были будущие мировые светила: Белинский,
Герцен, Огарёв, Тургенев, Лермонтов и многие другие.
Печерин, Чаадаев,
Герцен, может быть, Соловьёв.
Одни из этих мечтателей погружались в беспросветное уныние, например,
Герцен, другие из лагеря юристов переходили в ряды моралистов, например, Кавелин.
Достоевский,
Герцен, Толстой, Розанов, Гоголь и многие другие писали именно об этой стороне самого тупого мышления российского чиновника, которого спасает до сих пор только масштабность страны, огромные природные ресурсы и содержание управляемого ими народа в скотском состоянии для того, чтобы «бегущее стадо» могло затоптать любого врага, жертвуя собой.
Герцен, человек наблюдательный, остроумный и частенько жёлчный, рассказал в «Былом и думах», как на одном из социалистических сборищ родилась идея «отслужить» «Марсельезу».
Он сосредоточен в понятии вопреки: «борьба против самодержавия тоже действительна, след[овательно] разумна» (
Герцен).
Герцен, например, говорит о безличном сознании, если кто-то испытывает ощущения, но не осознает их как нечто принадлежащее ему.
Белинский,
Герцен, Грановский, вся так называемая плеяда знаменитых беллетристов сороковых годов, даже славянофилы – всё это было не ко двору в своё время, всё это едва терпелось в урезанном виде, а иногда и совсем не терпелось.
Герцен назвал «деспотическим и революционным».