Слоги, предшествующие первому сильному месту в стихе, называются
анакрусой.
Учёт вариаций
анакрусы (нулевой, односложной, двусложной) производился для строк, созвучных с силлабо-тоническими размерами (здесь это было важно для судьбы позднейших силлабо-тонических имитаций народного тактовика), и не производился для строк, созвучных с дольником, и для чисто тактовиковых форм.
Наиболее употребительным в народной поэзии является трехиктный стих с двухсложной (по большей части)
анакрусой и двухсложным (по большей части) окончанием – былинный стих; менее употребительны двухиктный стих и четырехиктный стих (делимый цезурой на два двухиктных полустишия).
Цифры эти настолько устойчивы, что с некоторой приблизительностью можно считать, что на внутренних слабых позициях сверхсхемные ударения теоретически составляют в сумме около 6,5 % от всех стихов, а на
анакрусе ямба – 50 % от стихов с пропуском первого ударения и 14 % от стихов с наличием первого ударения.
Так как мы не рассматриваем внимательно строения
анакрус и окончаний в народном стихе, то отметим здесь лишь попутно любопытный факт: в двухиктном стихе доля господствующих двусложных окончаний ниже, чем в трехиктном, и за её счёт усиливается главным образом доля затянутых, трёх- и четырёхсложных окончаний; в «Большом быке» трёхсложных окончаний (в половине случаев – со сверхсхемным ударением на конце) больше, чем двусложных.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: туберкул — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Цезурованными считались строки со словоразделом через два слога после первого икта; в обычном стихе с двусложной
анакрусой и двусложным окончанием этот словораздел разделяет стих на два пятисложных полустишия – для истории стиха такие строки важны тем, что от них пошёл ритм так называемого кольцовского пятисложника: «Что, дремучий лес, Призадумался…».
Если в стихотворном тексте свободно чередуются ямбические строки с хореическими, то его определяют как двусложный размер с переменной
анакрусой; если дактилические с амфибрахическими и анапестическими – то как трёхсложный размер с переменной анакрусой.
Для I позиции ямба (на
анакрусе) и для II позиции хорея показатели даны отдельно, для остальных внутренних позиций – усреднённые.
Стих подчёркивает чёткость первичного ритма, учащая (по сравнению с теоретической моделью) схемную ударность на сильных слогах и ослабляя сверхсхемную ударность (особенно тяжёлую) на слабых слогах, за исключением
анакрусы.
Во вторую группу вошли ритмические формы с одними лишь чётными, двусложными интервалами, звучащие при нулевой
анакрусе – как дактиль, при односложной – как амфибрахий, при обычной двусложной – как анапест, при трёхсложной – как анапест с надставленным спереди слогом, «сверханапест».
Только в начале XX века плавность этой эволюции отчасти нарушается: вновь учащаются сверхсхемные ударения на
анакрусе ямба (даже тяжёлые) и на внутренних позициях хорея.
На
анакрусе ямба это избегание незначительно: у поэтов начала XX века сверхсхемные ударения появляются здесь даже чаще, чем в модели.
Здесь по вертикали и по горизонтали отложены слоговые объёмы междуиктовых интервалов (между I и II и между II и III иктами), а на скрещении этих строк и столбцов помечено, какому размеру созвучна данная ритмическая вариация (четырёх-, пяти-, шестистопный хорей, трёхстопный анапест, дольник, чистые тактовиковые формы;
анакруса везде предполагается двусложная, наиболее частая в народном стихе).
Пропуск ударений на иктах (на сильных местах) крайне редок – разве что на первом икте в стихе без
анакрусы.
Такую же картину наблюдали мы и в трёхсложных размерах: сверхсхемные ударения на
анакрусе близки к теоретическому уровню, а внутри стиха – значительно ниже его, особенно – тяжёлые.