Уйти с колеи

Swami Rachayati, 2020

Многие из нас побывали в ситуации, когда жизнь как бы начинает идти по кругу, когда все действия как бы теряют смысл. Это изначальная ситуация, в которой оказался герой книги “Уйти с колеи”. Где же выход? Герой набирается смелости и отправляется в путь приключений. В путь к себе самому. Из отзывов читателей “Читала и плакала – прямо про меня. Это так сложно – найти своих тараканов, поцеловать их и отпустить. Но одновременно это просто – тараканы ведь мои! Свобода стоит этой игры! Здорово!” “Во время чтения временами хотелось пристегнуть ремень, чтобы крыша не уехала. Моя топ-5 книга 2020 года!” “Невероятно! Мы гордо говорим о свободной воле, а оказывается, что у нас внутри целый мир, который изначально определяет наши модели поведения!”

Оглавление

Осознанное безумие

Задолго до семи часов утра зал для занятий был заполнен людьми. Все стояли — кто на коврике, кто просто на полу; кто в носках, кто босиком.

Ровно в семь в зал вошёл Вадегит.

— Доброе утро! Динамическая медитация является особой очень активной техникой медитации, — начал он. — Она состоит из пяти частей, которые, за исключением четвертой, проходят в сопровождении музыки. Весь комплекс осуществляется с закрытыми глазами. Можно воспользоваться повязкой на глаза.

— Продолжительность первой части десять минут. В течение всего этого времени вы должны интенсивно дышать через нос, фокусируясь на выдохе. Дыхательный ритм следует постоянно изменять, делая его хаотичным. Если дыхание станет ритмичным, ваш повседневный ум переймёт руководство, и техника медитации утратит своё значение. При хаотичном дыхании ум не может подключиться и перенять руководство. Вы можете помочь дыхательному процессу всем телом. Демонстрирую, как это нужно делать, — и Вадегит, покачиваясь на коленях, смыкая и распрямляя в плечевых суставах руки, начал в стремительном ритме через нос издавать громкие шипящие звуки.

Меня охватил лёгкий испуг. Ничего подобного мне не доводилось видеть, и я не понял, зачем что-то такое вообще нужно.

— Такое дыхание зарядит вас энергией, оно как мотор, как движущая сила для остальных частей техники медитации, — частично Вадегит ответил на мой немой вопрос. — Главное, помните эти две вещи: менять ритм и повышать интенсивность до предела своих возможностей. Последнее относится не только к первой части техники медитации. Будьте всеобъемлющими всё время от начала до конца! Во время дыхания вам не раз будет казаться, что интетнсивность вы не можете больше сохранить и что всё — пришел конец, — однако никто от дыхания не умер! Дыхание является вашим хорошим другом, так отдайтесь этой дружбе на всю катушку! К дыхательному процессу пробуйте подключить также диафрагму, ведь в диафрагме мы очень часто храним и подавляем страх.

— Вторая часть тоже длится десять минут, — продолжил объяснение Вадегит. — Вторая часть предусмотрена для разрядки эмоций, чтобы поднять их до уровня осознанности. Позвольте телу делать всё, что пожелает: кричать, толкать, бить, смеяться, гримасничать, танцевать; станьте сумасшедшими, но в безумии этого сумасшествия не теряйте нить осознанности! Наблюдайте, чем является то, что тело желает делать. Возможно, вы заметите некие особые движения, возможно, особые звуки или вкусовые ощущения. Возможно, ощутите какие-то эмоции, возможно, в сознании всплывут некие картины воспоминаний. Позвольте всему этому быть! Наблюдайте, что с вами происходит! И, конечно, следите за тем, чтобы не травмировать кого-то из окружающих. Я и мои помощники проследим, если вы случайно излишне приблизитесь к другому участнику.

— Когда изменится фоновая музыка, начнётся третья часть, продолжительность которой тоже десять минут. В третьей части вам следует прыгать с вытянутыми вверх руками и в момент приземления, когда стопа ударяется оземь, надо громко произнести мантру «ХУ!» Приземляться следует на условно плоскую ступню — пусть незначительный, но удар пятки о землю необходим. Этот удар сотрясает ваш сакральный центр, в котором обосновалась так называемая энергия Кундалини. В свою очередь, эту энергию «тянет» вверх произнесённая мантра «ХУ!». Напомню, что и здесь важно сделать вызов своим возможностям и быть всеобъемлющими. Человеку доступны три уровня энергии. Первый является будничным. Он невелик, так как, делая что-то физически, мы довольно рано устаём. Второй уровень является тем, что называют «вторым дыханием». Бегуны на длинные дистанции знают, что это такое: когда предел первого уровня достигнут, на какой-то момент становится физически трудно. Но когда эта трудность преодолена, человек обретает как бы дополнительные ресурсы, позволяющие продолжать бег в совсем ином качестве. Есть ещё третий уровень. Вы слышали о бегунах, которые могут сутками бежать без остановки? Им это доступно, это слияние с энергией Вселенной, которая безгранична, неисчерпаема. Будет хорошо, если вы достигнете хотя бы второго уровня.

— Тогда раздастся громкая команда «СТОП!», и музыка смолкнет. Это означает, что началась четвёртая часть, продолжительность которой пятнадцать минут. Когда прозвучит «Стоп!», вы должны замереть, оцепенеть. Не ищите удобного для тела положения, застыньте в той позе, какую в данный момент тело приняло. Если тело позже изменит позу, пусть это будет его, самого тела, инициатива, но не ваша, управляемая умом. И продолжайте наблюдать: особенно наблюдайте за тем, что в каждом из вас происходит в момент контраста между очень активной частью «Ху!» и оцепенением, наступившем после «Стоп!».

— Когда возобновится музыка, начнётся последняя, пятая часть, длящаяся пятнадцать минут. Название пятой части «Празднование» — позвольте телу следовать звукам музыки, празднуйте начало нового дня, празднуйте предоставленный вам превосходный подарок — жизнь! У вас есть вопросы?

Какие могут быть вопросы? Сказанное Вадегитом представлялось понятным, спрашивать было не о чем. Но в то же время всё казалось настолько странным, что спрашивать можно было буквально обо всём. Например, а если во второй части моё тело ничего не желает делать? Что делать, если в третьей части я не смогу выйти из предыдущего уровня энергии? Это мне совершенно не было понятно, однако я решил пока не задавать вопросов. Молчали и остальные, они, наверное, всё знали. Решил, что правильнее будет подождать, что произойдёт, и, если что, задать вопрос.

— Приготовьтесь! Закройте глаза! — скомандовал Вадегит. — Начали!

Зазвучала интенсивная музыка, в которой ярко доминировали ударные инструменты. Зал наполнился громким сопением, издаваемым участниками, совершающими интенсивные выдохи через нос. Я пытался повторить всё, что вначале показывал Вадегит. Спустя немного времени я почувствовал, что мне недостает дыхания. Это был парадокс! Я интенсивно дышал, но воздуха мне не хватало. В боку возникла неприятная боль. Я снизил интенсивность, так как чувствовал, что не могу продолжать в том же темпе.

— Дышите, дышите! Меняйте ритм! — как бы уловив моё состояние, в микрофон громко командовал Вадегит.

Я снова стал всё выполнять интенсивно. Недостатка воздуха больше не было, однако бока всё равно вели себя неприятно. Снова снизил интенсивность. Тогда совсем рядом со мной кто-то начал дышать громко и интенсивно, словно воодушевляя меня — увеличь обороты! На мгновение я действительно на это поддался, но нет, не смог удержать такой темп. Осознал, что очень жду окончания первой части. Казалось, что она длится целую вечность.

— Ещё три минуты! Работайте до конца! Соберитесь! — слышал я призыв Вадегита.

Ещё три минуты? Мой ум экономиста тут же сосчитал, что продшедший миг времени, который уже казался вечностью, это всего две трети времени, предусмотренного для первой части. Ударные инструменты в фоновой музыке ускорили и без того быстрый темп звучания, призывая увеличить также интенсивность дыхания, но я больше не мог. Я лишь про себя подумал, что ещё двадцать раз по утрам мне предстоит испытать такие мучения. В тот миг я ещё не знал, что меня ждёт дальше.

— Ещё минута! Меняйте ритм!

Ударные инструменты застучали с ужасной скоростью. Я снова попытался выжать из себя максимум дыхания — в конце концов, минуту можно потерпеть. Но, чёрт, в минуте же целых шестьдесят секунд! Нет, не могу. Не-мо-гу! Был готов свалиться без сил. И в этот момент изменилась фоновая музыка…

До сих пор царившее в зале сопение сменилось невыразимо громкие крики, вопли, рыканье. Кто-то чем-то громко колотил по стене или полу. Кто-то рядом со мной начал громко плакать. Шум стоял ужасный. Внезапно я оказался в середине неописуемого безумия.

А что я? Я был словно парализован. Всё что угодно могло быть связано с понятием «духовная практика», только не этот бедлам. Мне захотелось тут же сбежать. Это точно было не для меня! Для нормальных людей это не предназначалось — во всяком случае, я до сей поры считал себя нормальным. Раздававшиеся вокруг крики и вопли вызвали у меня страх и панику. Это было невыносимо!

А Джини? Право же, Джини была нормальной. И Джини участвовала в этом безумии. И не только участвовала, а даже выжила. Значит, несмотря на то, что это действо было странным или даже страшным, травматичным оно не было. И я вспомнил сказанное Джини: «Отдайся!».

— Отдайся импульсам тела! — услышал я голос Вадегита рядом с собой. — Позволь, чтобы тело то, что оно желает, и наблюдай.

Импульс тела? Я зажал руками уши и упал на пол — это было единственное, чего желало моё тело, если не считать бегство из помещения. Постой! Но разве моё тело действительно желало бежать? Тело просто фиксировало происходящее вокруг буйство. Во мне было ещё что-то другое, что желало покинуть этот зал. Не знаю, чем было это «что-то другое». И, будь даже связаным с телом, это «что-то другое» телом определённо не было.

Продолжая зажимать руками уши, я встал с пола. Бой барабанов стал сдавленным. Это я сумел зафиксировать зажатыми ушами.

— Задействуй свой голос! — услышал я сказанное Вадегитом.

Я вскрикнул. Один, второй раз. Это был не мой крик! Нет, всё так, кричал я. Однако раздавшийся звук моим не был. Крик вырывался изо рта маленького ребёнка. Кричал я и одновременно со мной кричал какой-то маленький ребёнок. Это было странно. Как такое возможно?

Сменилась фоновая музыка. Какофония звуков в зале перетекла в ритмичное «Ху! Ху! Ху!». Я подпрыгивал с вытянутыми вверх руками, как вначале нас инструктировали. Не знаю, сколько я смог так пропрыгать. Минуту? Две? На этом мои возможности иссякли. Не выдержал, и от любопытства слегка приоткрыл глаза. Нет, далеко не все участники прыгали так, как было сказано. Некоторые из них просто покачивали бедрами. Я закрыл глаза и стал раскачиваться, последовав их примеру, потом какое-то время снова попрыгал. Потом опять покачался. Таким образом, перемежая прыжки и покачивания, третью часть медитации я провёл достаточно легко.

— Стоп! — прозвучало в громкоговорителях.

Какое-то время в зале ещё слышалось пыхтение после предыдущей физически трудной части, но потом наступила полная тишина. Я стоял, застыв с поднятыми вверх руками. Немотря на то, что в предыдущей части я уклонился от большой части прыжков, неизвестно откуда на лбу появился пот, и его капли медленно стекали вниз с висков на щёки. Был огромный соблазн стереть пот, однако я продолжал стоять в оцепенении. Заметил, что вертикально вытянутые руки слегка опустились, что придавало телу более удобное положение.

Где-то справа от меня послышался плач женщины.

— Тишшшше! — это снова был Вадегит.

Плач некоторое время продолжился, потом был подавлен — сначала это были всхлипывания, потом всё смолкло.

Стоять становилось неинтересно и скучно. Не ощущал ни малейшего эффекта медитации. Пот протолжал течь со лба. Мои руки опустились ещё ниже. Теперь они были лишь слегка подняты над плечами. Пот, стекая по предплечьям, с согнутых локтей капал вниз. Подавленный скукой, я подумал, что рядом, по обе стороны от меня накапали лужицы пота. Интересно, насколько большими они могут быть?

С большим облегчением я услышал плавную музыку. Было слышно, как ожил зал — раздались глубокие вдохи, послышался шорох одежды, а также тихие танцевальные шаги по полу зала. Не знаю, возможно, кто-то из присутствующих действительно праздновал начало нового дня. Я праздновал то, что выдержал это тяжёлое для меня испытание и то, что оно завершилось.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я