Это саммари – сокращенная версия книги «Мифы об идеальном человеке. Каверзные моральные дилеммы для самопознания» Майкла Шура. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. Мир хороших, честных и при этом счастливых людей – утопия? Майкл Шур – писатель и соавтор сериала «Черное зеркало» рассуждает о балансе между личным благополучием и нравственным долгом с точки зрения известных философских подходов – от этики Аристотеля до современной теории эффективного альтруизма Питера Сингера. С помощью мысленных экспериментов, нравственных дилемм и каверзных вопросов автор выводит нас за пределы привычной зоны комфорта, побуждая пересмотреть свои ценности и границы ответственности друг перед другом. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы об идеальном человеке. Каверзные моральные дилеммы для самопознания. Майкл Шур. Саммари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Этика добродетели Аристотеля
Представим эти моральные весы — одна чаша для добродетелей, вторая — для пороков. Осталось решить, какие именно поступки относятся к первым, а какие — ко вторым. Например, съесть собаку… Спросим у Аристотеля?
Учение Аристотеля (384–322 годы до н. э.) о том, что такое хорошо, а что такое плохо, называется этикой добродетели. Древний философ считал важным определить:
▶ какими добродетелями должен обладать хороший человек;
▶ сколько должно быть таких добродетелей;
▶ каждый ли может их развить в себе;
▶ как именно их развить;
▶ как понять, что они у нас уже есть.
Добродетели, по Аристотелю, — это черты характера, которые обычно вызывают восхищение в обществе: смелость, честность, заботливость и др. Они делают нас хорошими и счастливыми.
Аристотель считает, что хороший человек — это человек с достаточным количеством добродетелей. Он предлагает взвешивать именно их, а не конкретные поступки. Так что вопрос не в том, съели вы собаку или нет. А в том, сколько у вас добродетелей и как вы ими руководствуетесь в своем поведении.
Но мы не можем взвесить добродетели, пока не разберемся с тем, откуда они берутся и каждому ли даны.
По мнению Аристотеля, люди не рождаются с полным комплектом добродетелей, но имеют стартовый набор — определенные черты характера, которые позволяют в будущем развить в себе весь спектр необходимых добродетелей.
Вы можете определить свой стартовый набор. Вспомните черты, которыми обладали в детстве. Возможно, вы жалели бездомных животных (в этом случае вряд ли вы начнете без существенной необходимости есть собак). А может, вы стыдились обмана или старались безукоризненно соблюдать правила дорожного движения.
Поразмышляйте, какие черты характера и принципы поведения сложились у вас на основе стартового потенциала. Удалось ли реализовать его в полной мере? Как эти черты проявляются в вашем поведении сейчас?
Сами добродетели берутся из привычки действовать разумно и правильно. Другими словами, мы становимся щедрыми, когда начинаем делиться, храбрыми — когда поступаем смело, заботливыми — когда проявляем заботу. То есть наши поступки формируют наши добродетели, а не наоборот.
Сделайте любой добродетельный поступок привычкой, и вы сформируете у себя соответствующую добродетельную черту характера. Даже если она не входила в ваш стартовый набор.
Но тренировать привычки — еще недостаточно, чтобы стать добродетельным человеком, считал Аристотель. Важно найти человека, который станет вашим учителем и передаст свою мудрость. Найдите того, кто может стать для вас образцом добродетельного поведения.
Снова представим моральные весы — чаша пороков сильно перевешивает чашу добродетелей. Кажется, это не лучший вариант. А если наоборот?
По Аристотелю, обе крайности нежелательны: как недостаток добродетелей, так и отсутствие умеренности в следовании им.
Философ призывает держаться золотой середины: быть не слишком трусливым и не чрезмерно бесстрашным, не слишком вспыльчивым и не полностью безразличным.
Если каждую добродетель представить как шкалу, где 1 — это минимальная выраженность добродетельной черты характера, а 5 — максимальная, то золотая середина и точка умеренности будет у отметки 3.
Такая умеренность — основа внутреннего морального баланса. Если она вам присуща, вы действительно хороший человек. Во всяком случае, по мнению Аристотеля.
Вроде все просто, но вы уже чувствуете подвох. Как понять, достаточно ли у нас добродетелей, недостаточно или в избытке? Какие из них на максимуме, а какие нужно усилить? И как найти идеальную точку умеренности без линейки и циркуля на нравственной шкале? Аристотель не дает простой инструкции. Здесь есть несколько вариантов:
▶ Интуитивно — нередко мы действительно чувствуем, где переборщили, а где недостаточно сделали добра.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы об идеальном человеке. Каверзные моральные дилеммы для самопознания. Майкл Шур. Саммари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других