Этот текст – сокращенная версия книги Майкла Рейнора и Мумтаза Ахмеда «Три правила выдающихся компаний / The Three Rules: How Exceptional Companies Think». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Майкл Рейнор и Мумтаз Ахмед проанализировали деятельность 25 тысяч компаний-долгожителей за последние 45 лет и отобрали из них 344 фирмы, которые в долгосрочной перспективе показывали высокие прибыли. Как оказалось, что все они следовали трем правилам выдающихся компаний. Первое правило: «Качество важнее стоимости». Второе правило: «Прибыли важнее расходов». Третье правило: «Больше ничто не имеет значения». При всей простоте эти критерии хорошо себя зарекомендовали в реальной жизни. В ситуации принятия решения нас часто подводит интуиция. Мы склонны видеть взаимозависимости и тренды там, где их нет, и наоборот. Особенно, если перед руководителем стоит трудный выбор между снижением затрат или улучшением сервиса. Три правила – простой ориентир для достижения успеха в любом бизнесе. Зачем читать • Выбирать альтернативу, которая с большей вероятностью приведет к повышению прибылей. • Понять, почему важно создавать неденежную стоимость, которая отличает вас от конкурентов. • Научиться успешно лавировать в технологических и отраслевых изменениях. Об авторе Майкл Рейнор – канадский аналитик, стратегический консультант. Обладатель докторской степени в области делового администрирования Гарвардского университета. Сосредоточен на изучении инноваций и производительности в самых разных областях промышленности. Директор американского офиса компании Deloitte Services LP, которая предоставляет предпринимателям по всему миру бухгалтерские и сопутствующие аудиторские услуги. В 2011 году назван газетой Financial Times «интересным и ясным стратегом». Мумтаз Ахмед – директор по стратегическому развитию компании Deloitte, отвечал за корпоративное развитие, инновации, связи с общественностью. Родился в Пакистане, учился в Великобритании инженерному и бухгалтерскому делу. В 1982 году переехал в Канаду. Тесно сотрудничал с телекоммуникационными компаниями, консультируя по вопросам слияний и поглощений, сетевых технологий и потребительского сегмента. Соавтор статей о повышении эффективности компании, публиковался в ведущих изданиях США и Канады.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Три правила выдающихся компаний / The Three Rules: How Exceptional Companies Think. Майкл Рейнор, Мумтаз Ахмед предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. В поисках «секретного соуса»
1.1. Да здравствует статистика!
Многие исследователи захвачены поиском философского камня — секрета успеха великих компаний. Однако простое изучение историй лучших компаний и их менеджеров само по себе не дает рецептов. Складывается впечатление, что успех часто является результатом серии удачных совпадений, которые невозможно повторить.
Авторы этого исследования решили подойти к вопросу с научной точки зрения. Своей целью они поставили очистить данные о влиянии поведения компании на ее финансовые результаты от «белого шума» — структуры отрасли, технологических изменений, личностных особенностей топ-менеджеров, да и просто удачи — чтобы понять, какие стратегии приводят к получению высокой прибыли в долгом периоде.
Были обработаны данные за 45 лет[1] по более чем 25 000 компаний. Из них были выбраны лучшие: 174 Звезды и 170 Стайеров.
Компании каждой отрасли были сгруппированы в порядке возрастания их годовой доходности и разбиты на 10 групп. Такой анализ был проведен по каждой отрасли за каждый год отдельно[2].
Звездами назвали компании, которые демонстрировали более высокую прибыльность, чем 90 % компаний своей отрасли, на протяжении большинства лет[3] своего существования. Компании-Стайеры — это те, которые на протяжении своей жизни показывали результаты более высокие, чем 60 % компаний их отрасли. Середнячки, как и следует из названия, демонстрировали примерно средние по отрасли результаты и среднюю волатильность. Важно отметить, что компании-Середнячки вовсе не были неудачниками, просто их долгосрочные результаты не были примечательны на фоне отрасли в целом.
Как вы видите, критерии для выбора выдающихся компаний были довольно жесткие. Практически невозможно на протяжении многих лет получать доходность существенно выше средней по отрасли только вследствие случайности или удачи.
Для более глубокого анализа были отобраны тройки фирм-конкурентов: Звезда, Стайер и Середнячок. Тройки представляли самые разные отрасли: от фармацевтики до грузовых перевозок, от розничной торговли одеждой до производства кондитерских изделий. Авторы задавались вопросом: что обеспечивает компаниям высокие финансовые результаты? И чем отличаются по-настоящему выдающиеся игроки от просто сильных фирм?
Среди Звезд и Стайеров были как компании, которые удерживали ведущие позиции все время своего существования, так и те, что демонстрировали периодические взлеты и падения. Авторы старались выявить закономерности и найти причины, стоящие за такими изменениями прибыльности. Каждое предположение проверялось статистическими тестами, чтобы избежать иллюзии взаимозависимости.
Пытаясь выделить шаблоны поведения, способствующие успеху, авторы столкнулись с трудностями. Оказалось, что одни и те же действия приводили разные компании как к успеху, так и к провалу: например, сделки слияния-поглощения или международная экспансия, органический рост или диверсификация. Единственный вывод, который можно было сделать, изучая стратегии детально: успешные компании совершают правильные сделки в правильный момент времени и фокусируются на правильных клиентах[4].
После ряда проваленных гипотез, было решено сместить фокус внимания с того, какие конкретные действия предпринимают компании, на то, как они думают и как принимают решения. И усилия были вознаграждены: анализ показал, что большинство Звезд принимали решения на основании всего трех принципов, тогда как Стайеры и Середнячки периодически их нарушали. Вот эти принципы[5]:
• «Лучше» важнее, чем «дешевле».
• Доходы важнее расходов.
• Только эти два правила имеют значение.
Заметьте, что все эти правила не очевидны. Вполне могло оказаться, что ключом к успеху является способность удерживать себестоимость и цену продукта на уровне ниже, чем у конкурентов.
1.2. Чем этот подход отличается от других исследований историй успеха?
Попытки найти «секретный соус» выдающихся компаний не новы. Пожалуй, самые известные книги в этом жанре — «В поисках совершенства» Тома Питерса и Роберта Уотермана и «От хорошего к великому» Джима Коллинза.
В методах большинства из этих исследований есть недостатки. Во-первых, они охватывают достаточно короткий промежуток времени — 10–15, иногда до 30 лет. Авторы же решили использовать все имеющиеся данные о компаниях за весь период их существования.
Забавный факт: компания Campbell Soup в книге Уильяма Джойса «Что действительно работает» служит примером истории успеха, тогда как в книге Альфреда Маркуса «Победители и проигравшие: 4 секрета долгосрочного бизнес-успеха» она названа проигравшей. В чем разница? Вторая книга написана на несколько лет позже. Мораль — если вы хотите сделать осмысленные выводы о компании, нужно изучить всю ее историю.
Во многих исследованиях историй успеха выборка компаний составлялась на основе экспертных мнений. Например, в книге «В поисках совершенства» компании были выбраны партнерами McKinsey & Company. Недостаток такого интуитивного подхода в том, что в итоге получается выборка самых «клевых» и «громких» компаний, а вовсе не самых прибыльных. Когда авторы проверили реальную доходность этих компаний, оказалось, что только 29 % выступали на уровне Звезды. В поисках совершенства Том Питерс нашел посредственность.
Некоторые Звезды в выбранных нами тройках знакомы широкой публике: производитель жевательной резинки и конфет Wrigley, розничная сеть модной одежды Abercrombie & Fitch, фармацевтическая компания Merck. Но есть среди них и неизвестные за пределами узкого профессионального круга фирмы: семейный бизнес грузовых перевозок Heartland, производитель электропроводки Thomas & Betts, пенсильванская сеть продуктовых магазинов Weis Market. Можно быть успешной компаний долгие годы и при этом не греметь в газетах и не иметь «гламурной» репутации.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Три правила выдающихся компаний / The Three Rules: How Exceptional Companies Think. Майкл Рейнор, Мумтаз Ахмед предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Разные отрасли имеют разную среднюю рентабельность, поэтому, например, в конце 1990-х гг. IT-компания в восьмой группе могла показывать 20 %-ную рентабельность активов, а сталелитейная компания восьмой группы — только 5%ную.