Этот текст – сокращенная версия книги Джареда Даймонда «Мир позавчера. Чему мы можем научиться у людей, до сих пор живущих в каменном веке». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Провокационная, просветительская, развлекательная книга Джареда Даймонда «Мир позавчера» исследует пропасть, отделяющую современную цивилизацию от наших первобытных предков. Образ жизни древних людей можно наблюдать в племенах Новой Гвинеи. Традиционные общества напоминают нам, что мы, современные люди, все еще обладаем телами и социальными навыками, которые не приспособлены к стремительным современным скоростям. Эта книга антрополога Джареда Даймонда написана по результатам многолетних путешествий по островам Тихого океана. Он считает, что охотники-собиратели гораздо эффективнее нас решают универсальные человеческие проблемы, у них многому можно поучиться в сфере правильного питания, воспитания и образования подрастающего поколения, адекватной оценки рисков, ухода за пожилыми людьми. Зачем читать • Перенять положительный опыт первобытных племен в универсальных сферах человеческой жизни. • Познакомиться с полевыми исследованиями одного из виднейших антропологов мира, лауреата Пулитцеровской премии. • Взглянуть на достижения современной цивилизации под иным углом. Об авторе Джаред Даймонд – американский эволюционный биолог, биогеограф, физиолог, работающий на стыке антропологии, биологии, лингвистики, истории и генетики. Член Американского философского общества, Американской академии искусств и наук. Известный путешественник, во время своих исследований побывал в самых глухих уголках планеты. Он одинаково легко находит общий язык с научным сообществом и с аборигенами Гвинеи. Автор убедительной гипотезы зарождения и развития очагов человеческой цивилизации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Мир позавчера. Чему мы можем научиться у людей, до сих пор живущих в каменном веке. Джаред Даймонд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Государства и традиционные сообщества
1.1. Виды традиционных сообществ
Жизнь в государстве комфортнее и безопаснее, однако в традиционном обществе — свободнее и разнообразней.
Несмотря на то, что каждое традиционное сообщество уникально, существуют общие для всех культур характеристики: количество населения, средства к существованию, политическая централизация и социальная стратификация. С ростом численности и плотности населения интенсифицируется производство пищи и других необходимых продуктов. Таким образом, оседлые земледельцы получают больше продовольствия, чем кочующие охотники-собиратели, а густонаселенные общины, владеющие техникой ирригации земель, собирают больший урожай. Если в немногочисленных группах охотников-собирателей решения принимаются в процессе личного обсуждения, то по мере увеличения численности населения возникает потребность в создании политической иерархии и системы принятия решений. Вышеупомянутые изменения не могут не отразиться на социальной стратификации: у охотников-собирателей относительный эгалитаризм вполне оправдан, но с ростом населения, улучшением его благосостояния и появлением политической системы углубляется социальное неравенство.
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой, facio — делаю) — понятие в социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения.
Американский антрополог Элман Сервис разделил человеческие сообщества на четыре категории в зависимости от количества населения, политической организации и социальной стратификации: группу, племя, вождество и государство.
Группа состоит из нескольких десятков индивидов, членов одной или нескольких родственных семей. Каждый член группы знаком с остальными, решения принимаются на общем собрании, а выраженное политическое лидерство или экономическая специализация отсутствуют. Немногочисленные ресурсы распределяются между членами группы, что обеспечивает социальное равенство. Группы преимущественно занимаются собирательством и земледелием.
Значком «!» обозначается щелкающий звук, характерный для языка данной народности.
Относительно недавно, 11 000 лет назад, все люди существовали в группах. Однако на Земле до сих пор существуют традиционные группы: кунг, проживающие в африканской пустыне Калахари, южноафриканские индейцы аче и сирион, жители Андаманских островов в Бенгальском заливе, пигмеи африканских экваториальных лесов и мачигенга, земледельцы из Перу.
Племя — сообщество, в котором проживают сотни людей, лично знакомых друг с другом. Несколько десятков семей объединены в кланы, которые обмениваются брачными партнерами. Племени требуется больше продовольствия и, как правило, они занимаются земледелием и/или скотоводством, лишь некоторые племена, живущие в благоприятных природных условиях, продолжают заниматься собирательством (например, японские айны). Племена ведут в основном оседлый образ жизни, за исключением некоторых племен центральноазиатских скотоводов, вынужденных перегонять скот с зимних пастбищ на летние. Для племен характерно относительное равенство, незначительная экономическая специализация, слабое политическое руководство и принятие решений всеми членами сообщества.
Автор неоднократно наблюдал собрания племен в Новой Гвинее: сотни человек сидят на земле, и каждый имеет возможность высказаться, в результате чего принимается общее решение. В таких племенах есть «большой человек», который достигает своего положения благодаря характеру и силе убеждения, однако он не обладает легитимной властью. В книге упоминаются живущие ныне племена инупиатов с Аляски, южноамериканских индейцев яномамо, афганских киргизов, народность каулонг из Новой Британии, а также дани, дариби и форе из Новой Гвинеи.
Вождество насчитывает тысячи членов, в связи с чем возникает потребность в значительных запасах продовольствия. Вождества строят постоянные поселения, где кроме жилых помещений есть хранилища для продовольствия. Лишь некоторые вождества, живущие в исключительно плодородных местах, обходятся без хранилищ, например, каллуса во Флориде и чумаш в Южной Калифорнии. В многотысячных сообществах невозможны всеобщие собрания, поэтому порядок поддерживается благодаря идеологической системе, основанной, как правило, на божественном статусе вождя. Вождю помогают неспециализированные чиновники, собирающие подати, разрешающие споры и выполняющие различные административные обязанности. Для вождества характерна распределительная экономика: собранные подати распределяются между воинами, жрецами и ремесленниками, что является ранней формой системы налогообложения. Подати обеспечивают членам высших каст более высокий уровень жизни. Вождь имеет моральные обязательства перед членами сообщества: поддерживать их в голодное время, обеспечивать строительство ирригационных систем и монументальных сооружений.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Мир позавчера. Чему мы можем научиться у людей, до сих пор живущих в каменном веке. Джаред Даймонд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других