Этот текст – сокращенная версия книги Джеффри Лайкера и Майкла Хосеуса «Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Корпоративные ценности Toyota укоренены в традиционной японской культуре. Значит ли это, что западному человеку с его культом индивидуализма невозможно их понять и адаптировать под себя? Два американца – Джеффри Лайкер и Майкл Хосеус – не один год изучали опыт японской корпорации. В своей книге «Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний» они рассказывают, на каких принципах строится эта уникальная бизнес-философия. Поверхностное подражание ей может нанести вред западной компании. Например, при организации завода в Джорджтауне японские специалисты изучали местную культуру и применяли специальную систему обучения для местных кадров. Поэтому процесс адаптации занял целых 15 лет. Чтобы адаптировать ценности Toyota, требуется, чтобы люди глубоко осознали их необходимость. Зачем читать • Познакомиться с основными ценностями легендарной корпоративной системы Toyota. • Проанализировать процессы, формирующие и поддерживающие уникальные ценности Toyota. • Адаптировать элементы корпоративной культуры Toyota в своей компании. Об авторе Джеффри Лайкер – профессор промышленного инжиниринга Мичиганского университета. В 1980-годы на заводах Toyota в Японии он изучал систему бережливого производства – кайдзен. В 1990-х годах занимался ее внедрением на заводах Ford. Обладатель престижной премии Синго за концептуальное исследование инновационных бизнес-систем. Итоги своих научных трудов Джеффри Лайкер популяризировал в научных статьях и книгах. Неоднократно приезжал в Россию, консультировал такие компании, как «Сбербанк России» и «Росатом». Майкл Хосеус – исполнительный директор Center for Quality People and Organizations. Более 12 лет работал на предприятии Toyota в Кентукки в качестве лидера групп и менеджера отдела кадров. Преподает программу бережливого производства в Университете Кентукки. Входит в совет факультета в Институте бережливого предпринимательства. Консультирует западные компании, которые адаптируют на своей почве корпоративную культуру Toyota.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний. Джеффри Лайкер, Майкл Хосеус предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Поток создания ценности сотрудников
Сотрудники Toyota растут через эффективное решение обнаруженных проблем. Обучение является самым важным элементом системы управления персоналом: реализуется на всех уровнях иерархии, поощряется овладение новыми навыками и готовность решать более сложные задачи.
Можно выделить четыре важных этапа формирования приоритета ценности сотрудников.
Этап 1. Привлечение. Toyota нанимает сотрудников на всю жизнь, поэтому процесс привлечения работников представляет особую важность для компании. Отвечает за этот процесс отдел персонала, которому необходимо обеспечивать компании оптимальное количество профессиональных сотрудников в нужное время. В данном случае эффективно работают базовые принципы Toyota: «вовремя», «в необходимом количестве», «доставка в правильное место и в правильное время».
Существует отлаженный процесс размещения вакансий, тестирования кандидатов, оценивания их квалификации на основании будущей ответственности. Это так называемая «воронка», когда из большого количества кандидатов выбираются немногие, соответствующие духу и ценностям Toyota.
Кандидаты проходят письменные тесты, оценивающие их навыки по разным критериям, в том числе психомоторность, открытость новому, навыки коллективной работы. Выполняют тесты, определяющие уровень профессиональных навыков. Резюме и рекомендации тщательно проверяются, затем кандидаты проходят испытательный срок на рабочем месте.
Социализации и обучению новых работников уделяется большое внимание, они начинаются еще в процессе подбора сотрудников. И в дальнейшем сотруднику четко обозначаются его обязанности, составляется график обучения новым навыкам, требованиям и процедурам компании. Система подбора сотрудников постоянно контролируется и продолжает совершенствоваться, как и любой процесс в компании.
При наборе сотрудников на предприятие Toyota в США было получено больше 100 тысяч резюме, из них изначально было отобрано 25 тысяч человек, а работу в итоге получили 3 тысячи. Так работает «воронка» вакансий Toyota.
Этап 2. Развитие. Говорят, что Toyota готовит своих сотрудников так же тщательно, как хирургов учат оперировать. Для новичков все начинается с пятидневного периода введения в курс дела, который расписан по минутам. Он включает физическую подготовку к работе (выполнение упражнений, готовящих к будущей нагрузке), знакомство с философией и политикой компании, непосредственное обучение операциям на производстве. Часть занятий происходит в аудиториях, однако акцент делается на обучение на рабочем месте. Для всех этапов обучения существуют стандарты.
Например, производственный инструктаж на работе включает следующие шаги:
• Подготовка включает изучение подробной рабочей инструкции (документа на 1–2 страницах), объясняющей основные этапы, ключевые моменты и обоснования. В рамках подготовки сотрудник также рассказывает, что он прочел и усвоил из инструкции.
• Демонстрация производится три раза с разъяснением.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний. Джеффри Лайкер, Майкл Хосеус предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других