Этот текст – сокращенная версия книги Януша Корчака «Как любить ребенка». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге В книге Януша Корчака «Как любить ребенка» есть одна-единственная идея: чтобы воспитывать ребенка, его нужно любить. Она звучала в теориях великих педагогов от Руссо до Марии Монтессори, однако Януш Корчак подтвердил ее собственной жизнью, добровольно войдя вместе со своими воспитанниками в газовую камеру Треблинки. Дальше можно ничего и не говорить. Книга наполнена мудростью сердца, которая открывает правду о человеке вообще. В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить наших детей не только ценить правду, но и распознавать ложь. Не только любить, но и ненавидеть. Не только соглашаться, но и возражать. Не только слушаться, но и бунтовать. Корчак учил любить детей, уважать и слышать их. Только тогда взрослый может от любого, самого трудного подростка требовать доверия. Зачем читать • Установить контакт со своим ребенком на основе взаимного уважения и доверия. • Воспользоваться многолетним профессиональным опытом семейного врача, воспитателя и директора детского дома. • Понять, как действовать в различных ситуациях, в которые попадает ребенок, будь то благополучная семья или интернат. Об авторе Януш Корчак – польский гуманист, врач, писатель и педагог, имя которого – символ самопожертвования, мученичества и огромной любви к детям. У него никогда не было своей семьи, но он сумел стать отцом сотен сирот. Вместе с воспитанниками «Дома сирот» в 1940 году был перемещен в Варшавское гетто. С риском для жизни добывал для них еду и медикаменты. Отказавшись от свободы, которую ему предложили перед отправкой в концлагерь Треблинка, он остался вместе с детьми и принял смерть в газовой камере.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Как любить ребенка. Януш Корчак предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Ребенок как личность: положение ребенка в семье и обществе
Ребенок в семье и обществе унижен. Он мал и слаб, материально зависим, все решения принимаются за него. За ребенком не признается право на личное мнение, симпатии и антипатии, на свободное время, на собственность. Все дается воспитателями по их милости. С детства человек приучается льстить, обманывать, подстраиваться.
Лишь один из знакомых Корчаку отцов выдавал ребенку еженедельные 50 грошей, вне зависимости от поведения, — как его постоянный бюджет, чтобы «научить тратить».
Ребенок уже в младенчестве вызывает у родителей разочарование, даже если они с радостью ждали его появления на свет. Он причиняет матери муки при рождении, он плачет и мешает спать, болеет, не проявляет хороших задатков, подросток же и вовсе выходит из повиновения, подвергая опасности свою будущность и саму жизнь.
Разочаровывается и любящий свою работу воспитатель. А причина все та же: и родители, и воспитатель видят в ребенке потенциал, а ребенок живет сейчас.
Взрослые подают ребенку примеры неуважения, лицемерия, навязчивости, грубых шуток. Детей не принимают всерьез, но ведь детство — не черновик жизни, а сама жизнь. Ребенок имеет не только будущее, но и прошлое, свои привязанности и суждения. Среди детей дураков не больше, чем среди взрослых. У ребенка не хватает лишь знаний, в нашем мире он словно иностранец. Уважать ребенка — значит уважать его незнание.
Уважать ребенка — значит уважать его право быть самим собой, не идеалом и не похожим на соседа. Не судить огульно. Не сковывать свободу. Не говорить «мой ребенок». Даже в утробе матери ребенок не принадлежит ей. Он — частица вечности.
Не следует требовать с ребенка плату за любовь и за вложенные в него силы, деньги, годы. Он не просил. Одна из форм родительского эгоизма — постоянное сопоставление ребенка с образцом, вечное «он должен». Если и должен, то лишь самому себе.
Нельзя предписывать единую диету и режим. Если предоставить ребенку быть собой, его организм справится с большинством проблем, его личность разовьется наиболее правильным образом.
Великая хартия ребенка: право быть собой, право на сегодняшний день и право на смерть.
— Уважение к личности, то есть отказ от общих схем в пользу права ребенка быть собой.
— Полноценная жизнь сейчас, а не послушание ради комфорта родителей («удобный ребенок») или непрерывная учеба во имя будущего.
— Доверие к ребенку, то есть освобождение от надзора. Оберегая от несчастного случая и от болезней, от опасности порвать одежду и получить двойку, оберегая от смерти, ребенка лишают полноценной жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Как любить ребенка. Януш Корчак предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других